Билингвизм с раннего возраста: преимущества и недостатки

Ваши родители учили иностранный язык с пятого класса. Для вас они постарались и нашли школу со вторым языком со второго класса. Вы тоже хотите, чтобы было как лучше, и готовы учить своих детей иностранному… с рождения, что ли? Вместе со школой иностранных языков Moonlight рассказываем истории детей, которые начали говорить на английском раньше, чем вы перестали носить варежки на резинке.

Существующие методики

На сегодня существует много методик, которые помогают обучать детей в раннем возрасте:

  • Методика Монтессори

    Система самостоятельного обучения. Ребенок развивает свой интерес, познает мир в форме игр. Создательница методики, Мария Монтессори, предлагает детям играть игрушками, которые создавались ею лично. Они развивают мелкую моторику, внимательность, логику, воображение. В детских садах, что работают по этой методике, к каждому ребенку относятся как к отдельной личности.

  • Методика по карточкам Домана

    Этот метод знаменит и шокирует людей своими результатами. Здесь обучение начинается прямо с рождения. Для этого ребенку стоит все время показывать и рассказывать обо всем, что его окружает. Это удобно делать по специальным карточкам. Карточка представляет собой картинку с яркой подписью. Детки, которые с раннего возраста занимались по этой методике, уже к четырем годам умеют хорошо читать, считать и знают по несколько языков.

  • Методика Зайцева

    Направлена на обучение деток чтению и математики. Дети используют специальные кубики со слогами или цифрами, а также другие игрушки и таблицы. Так играя и видя перед собой буквы, ребенок учится составлять слова, прочитать, писать, считать.

  • Методика Никитина

    Ставит своей главной целью не мешать ребенку самостоятельно познавать всё вокруг. Супруги Никитины даже советуют родителям избавиться от манежей и колясок. Детки должны ползать, бегать, везде все открывать и изучать. Задача отца с матерью — сделать так, чтобы нахождение малыша в доме было безопасным.

  • Вальдорфская методика

    Придерживается принципа природного развития ребенка. Используются игрушки из натуральных материалов. С детьми занимаются играми на развитие мелкой моторики, лепкой, а также обязательно музыкой. Здесь нет акцента на письмо и математику.

Есть и другие методики, которые вам нужно тщательно изучить, рассмотреть все плюсы и минусы. Вы можете выбрать всего лишь одну, а можете понемногу взять с каждой, всесторонне обучая малыша.

Почитать в тему: Во что поиграть с ребенком в два года, и что он должен уметь в этом возрасте

История №Иэн Гоумэн и Анна: худший способ изучать язык — зубрежка текстов, а лучший — дебаты

Однажды англичанин Иэн отправился отдыхать на Кипр, где познакомился с белоруской. Они поженились, и родилась Анна.

— В 40 лет у меня закончился контракт с британским военным флотом, я вышел на пенсию, и мы переехали в Минск. По плану через год после рождения Анны мы должны были вернуться в Великобританию. Но Минск оказался настолько приспособленным для жизни с ребенком, что задержались еще на 13 лет, — смеется Иэн.

В Англию семья Гоумэн все-таки переехала, но всего год назад (когда девочка закончила 7 классов минской гимназии) — и только ради будущего поступления дочки в английский вуз.

— Потом мы вернемся, потому что с моей пенсией намного лучше жить в Беларуси, чем в Англии, — признается Иэн.

Уроки английского в школе были мучительно скучными

Анна — обычный билингвальный ребенок, которому не дали выбора. Папа говорит только на своем языке. Мама тоже может по-английски, но с Аней общалась на русском. Как и все окружение в Минске.

— Я мало что помню из детства. Есть как данность: с друзьями, соседями, мамой я всегда говорила по-русски, с папой — на английском, хотя (мне рассказывают родители) я пыталась говорить по-русски и с ним, когда была маленькая. В голове легко уместились оба языка, причем настолько гармонично, что я могу думать на одном, а говорить на втором. Легко их различаю на автомате и никогда не путаюсь. Сейчас живем в Англии, поэтому основным стал English.

— Иэн, понятно, что все случилось естественным образом. И все же: вы понимали суть билингвального воспитания, его преимущества, риски?

— А какие риски? Методики у нас не было. Все шло естественным образом, мы просто разговаривали. Конечно, я понимал, что у нас растет билингивальный ребенок. Ну и прекрасно. Анна понимала все и всегда очень быстро. Такие ребята схватывают чуть быстрее остальных. На эту тему я читал много исследований, поэтому это факт. У них лучше развита память, они успешны в музыке и так далее.

Последние 3 года Аня учит испанский. Он тоже относительно легко дается, и дочка быстро стала одной из лучших в классе, хотя, по сути, это ее первый иностранный язык. Недавно ей стало скучно — она увлеклась аниме и K-pop, поэтому стала учить корейский. Она быстрее понимает, чего хотят, быстрее ловит произношение и запоминает слова.

История №Иэн Гоумэн и Анна: худший способ изучать язык — зубрежка текстов, а лучший — дебаты

— Анна, расскажите о своих уроках английского в школе, очень любопытно.

— С 1-го по 7-й класс я училась в минской гимназии. На уроки английского ходила, но было ужасно скучно. Я была готова учиться писать, а остальные дети учили алфавит. И мне не разрешали учиться отдельно: «Сиди в классе со всеми и делай, что все». С тех пор у меня английский в устной форме намного лучше письменного.

Со стороны это выглядит очень любопытно. Иэн говорит, что у Анны отсутствует иностранный акцент в английском полностью. По-русски девушка тоже произносит все четко и легко, но с характерной британской интонацией. Возможно, дело в оторванности от Минска за последний год.

— Теперь мы живем в часе езды от Лондона. Учусь в обычной школе. Переход с одной системы образования на другую дался непросто. Все же математика и другие предметы на английском… Но я быстро привыкла.

За год Анна получила признание как самый прогрессирующий ученик года.

— В Великобритании изучение иностранных языков находится на низком уровне, это весьма непопулярное занятие, — признает Иэн. — Весь мир говорит по-английски, поэтому сами британцы разленились — зачем им учить другой иностранный язык? Популярный язык испанский — его учат больше всего в школах. Также французский, итальянский, немецкий. Всё. Остальное — совсем редкость.

Но наш опыт подсказывает, что учить с детства можно новый язык и чем раньше — тем лучше. Дети в один годик с интересом смотрят «Дашу-путешественницу» (Dora the Explorer).

История №Иэн Гоумэн и Анна: худший способ изучать язык — зубрежка текстов, а лучший — дебаты

Главное потом начать говорить и не прекращать. Помните, что лучший способ учить иностранный язык — дебаты. Худший — зубрить тексты, известные как topics.

— Анна, у вас не было выбора. Что думаете о своем будущем, как будете учить детей языку?

— Буду общаться по-русски, отправлять на каникулы к дедушке с бабушкой в Минск. Даже если ребенку не хватает знаний и среды, чтобы начать говорить, то понимание — это уже большое дело.

Два иностранных языка облегчают жизнь, вызывают дополнительное уважение со стороны и помогают учиться дальше.

Результаты научных исследований

Развеять распространённые страхи родителей помогают учёные, проводя массу исследований теоретического и практического характера. Последние дают крепкую базу и позволяют сформулировать советы, выстроить последовательность шагов и комплексные стратегии воспитания в условиях разнородной среды.

Научные эксперименты доказали, что самый благоприятный период освоения – с младенчества и до подросткового возраста.

А в ходе эксперимента, где двуязычным детям предлагалось выполнять различные задания, рассматривались следующие аспекты:

  • состав и структура лексикона
  • грамматический строй речи
  • степень баланса

Маленькие участники эксперимента проводили ассоциации между словами, взятыми из разных языков, по большей части выстраивая верные, логически обоснованные цепочки, и подбирали пары, соответствующие друг другу («глагол – существительное», «прилагательное-существительное» и т.д.).

Это подтверждает вывод о том, что усвоение материала идёт гармонично, и языки воспринимаются, как аналогичные, а не полностью разнородные знания.

Структура и типы

В ходе своих экспериментов учёные стараются по возможности систематизировать знания о таком обширном явлении. Ниже, в таблице, приведены его основные типы и признаки.

Билингвизм может быть врождённым или приобретённым, ранним или поздним, рецептивным или репродуктивным.

Врожденный

Приобретённый (Искусственный)

Возникает, когда ребёнок:

Изучается сознательно:

  • c рождения находится в иноязычной среде
  • из мультилингвальной семьи
  • самостоятельно
  • в школе / институте / на курсах
  • в путешествиях, поездках по миру
  • в иммиграции, переездах

Ранний

Поздний

Понимание и общение в юном возрасте (актуально для самых маленьких).

Изучение в более позднем возрасте (начиная с подросткового).

Одновременно с этим может быть:

Возникает вследствие:

  • врождённым
  • приобретённым
  • переезда за границу
  • учёбы за рубежом
  • заключения брака и иностранцем
  • и пр.

Рецептивный

Репродуктивный

Восприятие и понимание.

Восприятие, понимание и использование.

С какого возраста начинать учить английский с ребенком?

По поводу этого вопроса между педагогами развернулась целая дискуссия: когда лучше начинать, стоит ли учить английский с малышами или нет? Наш ответ – да, стоит. Но главное – дождаться, когда у ребенка закончится процесс формирования родного языка. То есть он будет иметь чистое звукопроизношение и в должной мере развитую связную речь. Поскольку каждый ребенок развивается по-разному, то называть какие-то точные временные рамки нельзя. Но минимум ≈ с 2,5 лет (не раньше).

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

    Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

  • Когда ребенок должен начать говорить?

    Примерно с шести — семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

    К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» — это тоже слова!)

    К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

    Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

  • Когда следует начинать занятия?

    Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

    Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

    Календарь посещения логопеда

    1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
    2. В возрасте 1 года — логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
    3. В возрасте 2ух лет — логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
    4. В 3 года — логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
    5. В 4 года — логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
    6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

  • «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

  • Главная
  • |

  • Для родителей

Подводим итоги:

  • Английский можно и нужно изучать, когда у ребенка есть хорошая база родного языка. Используйте только те темы, которые хорошо знакомы и интересны ребенку.
  • Для объяснения используйте картинки для наглядности и окружающие предметы, которых ребенок может коснуться. Играйте в обучающие игры, но не забывайте об активных физических занятиях также. Не забывайте, что урок для малышей длится меньше, чем для взрослых: от 20 до 40 минут.
  • Мотивируйте ребенка: хвалите и подчеркивайте то, что он делает хорошо. Помогайте справляться с неудачами, не ругайте за ошибки, а мягко поправляйте. Любите маленьких учеников! Ведь любовь к детям мотивирует нас, взрослых, к саморазвитию и новым изобретениям!

Понравилась статья? Поделитесь со своими друзьями в социальных сетях

Раннее развитие детей – плюсы и минусы раннего развития детей

Но если посмотреть на такие примеры более реально, то можно задать вопрос – а зачем, собственно, это знание 100 животных, которых он все равно видел только на картинках?   И о чем это говорит – о его умении думать, или о том, что он смог механически это запомнить?

Т.е. выполнение заданий это не показатель как такового умственного или эмоционального развития.  А если сами занятия еще и приводят к нервному перенапряжению – то зачем вообще это все нужно?

Раннее развитие детей – не новая тема, и можно проследить за судьбами тех детей, с которыми родители или педагоги усердно занимались в раннем детстве.  Например, известная семья Никитиных, вырастившая 7 детей. Никитины были известны на весь Советский Союз благодаря своей собственной системе интеллектуального и физического развития детей.

До сих пор многие интересуются, что стало с детьми Никитиных.  А ведь они не стали ни известными учеными, ни гениями.  У каждого своя профессия – кто юрист, кто врач, кто химик. У них свои семьи, дети.  Можно даже сказать, что они обычные люди.

С другой стороны, они не стали и алкоголиками или бомжами.  Они работают, развиваются.  И это, скорее, заслуга не раннего развития как такового, а того внимания и заботы, которые они получили от родителей.

А что же делать?

А теперь, учитывая минусы и зная, чего нужно опасаться, можно перейти к главному – а что же, собственно, делать? Совсем не учить ребенка?  Предоставить его самому себе и вообще ничем не заниматься? Получается, что раннее развитие детей – это вредно?

Наверное, это другая крайность.  Все-таки человек может учиться и перенимать навыки только от людей. Ведь известны же случаи “Маугли” – когда дети, лишенные полностью человеческого внимания, воспитания и обучения потом не могли ни начать полноценно разговаривать, ни работать.

Поэтому идея обучения и развития ребенка как таковая очень даже хорошая и нужная.  Только делать это нужно достаточно аккуратно и учитывать особенности развития детей раннего возраста.

  • Учитывать, что понятие “раннее развитие детей” включает в себя не только память и интеллект, но и телесное развитие, эмоциональное, чувственное.
  • Прислушиваться к потребностям ребенка, учитывать режим и график занятий.
  • Обязательно давать ребенку время на так называемую свободную игру. Свободная игра – это когда ребенок или группа детей предоставлены сами себе.  Когда он (или они) могут устанавливать собственные правила и менять их в процессе, когда они сами регулируют ход игры, сами играют в ней любые роли.  Это одна из самых важных вещей для полноценного развития ребенка.
Раннее развитие детей – плюсы и минусы раннего развития детей
  • Иногда родители занимаются с детьми различными интеллектуальными занятиями не потому, что это нужно, а потому, что просто не умеют по-другому. А ведь с ребенком можно и играть, и просто рассказывать ему что-то, и наблюдать за жизнью вокруг.  И тогда поход в парк  или в лес принесет ему намного больше пользы в плане “развития”, чем заучивание карточек.
  • Включать ребенка в обычную деятельность – это очень полезно! Готовьте вместе с ним, убирайте квартиру, ходите в магазин, чините стул или поливайте цветы.   Расширяйте диапазон занятий, учитесь вместе с ним.
  • А главное – любите его и уделяйте ему внимание. Любая совместная деятельность станет намного полезной, если она делается не только ради пользы, а просто, чтобы сделать приятное любимому человеку. Именно из-за этого дети, лишенные родительского тепла, заметно отстают и в эмоциональном, и в интеллектуальном развитии.

Раннее развитие детей – это хорошая и полезная идея.  Но для того, чтобы оно принесло пользу, а не вред, нужно понимать особенности развития детей раннего возраста и обязательно помнить о том, что раннее развитие включает в себя не только интеллектуальные занятия, но внимание к эмоциональной сфере и  физическому состоянию ребенка.

Это очень многогранная тема, так что не зацикливайте ваше внимание на количестве выученных карточек или слов.  Даже если вы не знаете каких-то особенных упражнений, а просто уделяете ребенку внимание и занимаетесь с ним тем, что вам знакомо – это уже внесет свой большой вклад в его развитие.

Если у Вас появились вопросы по этой теме, Вы можете записаться ко мне на консультацию.

Форма записи к психологу Ольге Репиной:

Если у Вас возникли вопросы к психологу по статье:

«Раннее развитие детей – плюсы и минусы»

  • Вы можете задать их онлайн нашему психологу в скайпе:
  • Если Вы по каким-либо причинам не смогли задать вопрос психологу онлайн, то оставьте свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный психолог-консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо зайдите на психологический форум.

«Раннее развитие детей – плюсы и минусы»

-styda/

Читайте также:  Вакцинация недоношенных детей: мнение врача и опыт мам