Безопасность детей дома: что нужно знать родителям?

Условия безопасности, созданные дома для годовалого малыша, могут оказаться недостаточными для ребенка старше двух лет. Он двигается все более уверенно, и это может привести к неприятностям. Ребенок уже способен открывать банки, шкафчик или ящик с медицинскими препаратами, пользоваться ножницами и покорять новые высоты.

Аргументируйте, а не пугайте

Страшные истории заставят ребёнка излишне волноваться, но не научат, как вести себя в критической ситуации. Делайте акцент на безопасности, а не на потенциальных угрозах, избегая ярких и эмоциональных деталей, которые только нагнетают страх.

  • Надо: «Не ходи в лес без взрослых — там можно заблудиться и потеряться», «Плохие люди могут украсть тебя».
  • Не надо: «Не ходи в лес — там бабайки, злые волки и маньяки», «Плохие люди тебя заберут, отведут в страшный подвал и будут там держать в клетке, а потом съедят».

Почему дети так беспечны?

Дети младшего возраста просто не понимают, что такое опасность, так как никогда с ней не сталкивались. Будучи оберегаемыми своими родителями, они не задумываются, что их может подстерегать за пределами дома. Взрослые ограничивают их от бед.

Те, что постарше, уже достаточно самостоятельны. Они без родительского пригляда стараются встречаться с друзьями в кафе, ходят в кино, гуляют по городу, часто задерживаясь по вечерам.

Желание быть старше и делать то, что могут взрослые, стирает их осмотрительность, а раздутое бахвальство перед друзьями порождает ненужные риски, к преодолению которых они ещё в силу возраста не готовы.

Почему дети так беспечны?

И в том, и в другом случае родителям следует как можно больше доверительно беседовать с детьми, чтобы они были готовы в экстремальных случаях выстоять.

Итак, вот основные факторы риска, про которые следует упомянуть при разговоре с детьми о правилах поведения на улице.

Как обеспечить безопасность детей дома?

Одно из основных правил, которое вы должны помнить на протяжении третьего года жизни малыша, состоит в следующем: если он не мог что-то делать вчера, это не значит, что он не сможет сделать это сегодня. Главное что вы должны сделать как родитель — обеспечить его безопасность.

Поскольку благодаря интенсивному физическому развитию ребятишки подвергаются всяческим опасностям, вам следует совершенствовать меры по созданию безопасных условий для ребенка, чтобы избежать травм и обеспечить ему возможность дальнейшего изучения окружающей обстановки, не отвлекаясь на постоянные замечания о том, что он не должен трогать.

Как создать безопасные условия для ребенка?

Удалите все потенциальные источники опасности. Взгляните на свое жилье с точки зрения малыша — физически, встав на колени, и эмоционально, пытаясь представить, что может привлечь внимание вашего чада.

Читайте также:  Что делать, если ребенок сосет палец? \ Что нужно знать родителям?

Предположим, что на полке над кухонной раковиной стоит тяжелая банка с печеньем. Представьте, что вы видите ее с высоты роста ребенка. Вам хочется печенья, но достать его вы не можете. Ваши действия? Придвинете стул и залезете на него. До банки дотянуться не удалось. Тогда вы встанете на цыпочки, вытянетесь и сможете, ухватившись за банку, лишь выдвинуть ее вперед. Она падает с полки, вы теряете равновесие и тоже падаете.

Руководствуясь этим примером, осмотрите все части своего жилья и продумайте возможные ситуации чтобы создать и обеспечить безопасность ребенку. Особенно это касается кухни и ванной, которые несут в себе наибольший потенциал источников опасности, включая чистящие средства, плиту, медицинские принадлежности и препараты, различные сосуды и т. д. В качестве потенциальных источников опасности следует также рассматривать лестницы, двери, в том числе раздвижные, электрические розетки, окна и шторы со шнурами.

Будьте особенно внимательны к своим собственным действиям. Учитывая стремительность, любопытство и недостаток рассудительности у малышей, вы должны быть постоянно настороже и наблюдать за своим ребенком, несмотря на все предпринятые меры предосторожности. Не отвлекайтесь во время проведения домашней уборки, использования электроприборов, ножей или любых других предметов, представляющих опасность для детей. Например, если в дверь позвонили в то время, когда вы моете пол, не оставляйте малыша без присмотра рядом с ведром, чтобы пойти и открыть дверь.

Даже если вы чем-то расстроены, заняты или куда-то торопитесь, не забывайте о возможных опасностях для ребенка. В такие моменты вы можете забыть положить таблетки в шкафчик или оставить нож на кухонном столе дома. Малышу хватит секунды, чтобы оказаться в беде. Не забывайте обеспечить безопасность своему малышу.

Важно также, чтобы родители сами показывали детям пример. Задумайтесь о том, чему научится у вас ребенок, если вы будете покусывать карандаш, переходить улицу в неположенном месте или на запрещающий сигнал светофора, игнорировать в автомобиле ремень безопасности. Детишкам нравится повторять все за взрослыми, но они еще не способны видеть разницу между хорошими и плохими привычками.

Прививайте ребенку навыки безопасности и дома и на улице. Начните с мер по предупреждению травматизма, объясняя ребенку, что безопасно, а что несет опасность. Если он уже знаком с понятием «горячо», не останавливайтесь на этом. Постоянно напоминайте малышу, что может быть горячим и чего не следует касаться. Это особенно важно, когда в доме появляется новый нагревательный агрегат или электроприбор, который может вызвать у ребенка интерес. Обратите также внимание своего чада на правила обращения с режущими и колющими предметами.

Например, используя нож, обязательно скажите, что он острый и вовсе не является игрушкой. Дотроньтесь до острия ножа и воскликните: «Ой!» Такое объяснение будет более наглядным и доходчивым.

Разъясняйте правила поведения на улице, в воде, отучайте брать в рот посторонние предметы (особенно несъедобные), знакомьте ребенка с правилами безопасности при пересечении проезжей части.

Уделяйте внимание мерам безопасности, находясь с ребенком в гостях. Поскольку вы не в состоянии полностью контролировать обстановку при посещении бабушек, дедушек, других родственников и друзей, объясните им, на что они должны обратить внимание. Такой же уровень безопасности, как у вас дома, обеспечить не удастся, поэтому осмотрите хотя бы кухню, лестницу и ванную. Ограничьте нахождение малыша теми помещениями, которые вы осмотрели. И не оставляйте ребенка без присмотра ни на минуту.

Читайте также:  Как заставить ребенка учиться: ТОП-10 способов

Поощряйте познавательную деятельность малыша. Для появления уверенности ребенка в своих навыках ему должна быть предоставлена свобода исследования окружающего мира и даже совершения некоторых ошибок. Например, разрешите ему самому поучиться ходить по лестнице, сопровождая его и страхуя. Когда у малыша появятся навыки безопасного поведения, его познавательная деятельность позволит ему обрести чувство физического самоконтроля, что в свою очередь стимулирует стремление к самостоятельности.

Психологическая безопасность ребенка

  • Внешние источники психологической угрозы для ребенка:
  • Внутренние источники психологической опасности
  • Симптомы нарушения психологической безопасности ребенка
  • Как помочь ребенку?

Внешние источники психологической угрозы для ребенка:

  • Недостаточное внимание к воспитанию ребенка, развитию общественно-полезных навыков.
  • Манипулирование ребенком со стороны взрослых.
  • Агрессивное поведение взрослых/родителей/учителей по отношению к ребенку.
  • Враждебная агрессивная среда дома, в школе, на улице.
  • Осознание ребенком своей не успешности, ущербности в сравнении со сверстниками.
  • Прямая зависимость от взрослых/родителей, что порождает комплекс неполноценности.
  • Необоснованные запреты.
  • Нарушение личностных границ ребенка.
  • Нагрузки, не соответствующие возможностям ребенка.
  • Отсутствия понятных правил взаимоотношений в семье/школе или не соблюдение взрослыми этих правил.
  • Авторитарный стиль воспитания.

К внутренним источникам психологической опасности,  можно отнести следующее:

  • Негативные привычки, которые сформировались у ребенка.
  • Низкая самооценка.
  • Страх, неуверенность в своих силах, беспомощность.
  • Недоверие этому миру (нарушение привязанности к родителям). Ребенок не чувствует себя защищенным.
  • Невнимательность и неконтролируемость своих действий.
  • Отсутствие ответственности за свои поступки.
  • Болезненные эмоции и чувства. Неумение с ними правильно справляться.

Симптомы нарушения психологической безопасности ребенка:

  • Проблемы со сном, питанием, личной гигиеной и самообслуживанием.
  • Быстрая утомляемость
  • Частые и беспричинные слезы. Беспокойство без видимых причин.
  • Не умение организовать свое время для учебы и отдыха: «Мне скучно, мне нечем заняться!»
  • Уединение предпочтительнее общению со сверстниками.
  • Энурез. Энкопорез. Нервные тики.

Как помочь ребенку?

Проанализировать свое собственное родительское отношение к ребенку. Обоснованны ли претензии, неудовольствия. 

Обратиться к специалистам, если необходима помощь, а не обвинять себя и всех.

Разговаривать, но, не читая нотации и ругая ребенка, а рассказывая о личном примере или литературном примере, который помог справиться с данной ситуацией/проблемой.

Важно понимать, что ребенок специально не хочет быть плохим, злым, агрессивным и непослушным.

Понимать и принимать любую эмоцию ребенка, говоря ему об этом: «Мне кажется, что ты сейчас злишься; негодуешь; обижаешься; грустишь; тоскуешь; горюешь, боишься и т.д. Да, так бывает! У меня так же было, я понимаю тебя! Что я сейчас могу для тебя сделать?»

Научиться самим и научить ребенка правильно и безопасно отпускать болезненную эмоцию из себя!

Читайте также:  Можно ли кормящей маме кофе?

Защищать своего ребенка всегда. Давать ему поддержку! Дома, в спокойной обстановке вы сможете разобраться в причинах и вместе исправить последствия! Сделать выводы и сформировать иной полезный опыт.

Родителям надо быть с ребенком и в радости и в беде. Не справляться/делать «за ребенка», а вместе с  

Ирина Василакий

Задайте вопрос по теме статьи здесь

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Правила безопасного поведения ребёнка на улице

  • Нельзя разговаривать с незнакомцами, брать любые предметы из их рук, уходить с ними. В случае, если незнакомец хочет применить силу, научите ребёнка кричать и убегать, звать на помощь.
  • Нельзя брать с земли и даже подходить к опасным предметам: шприцы, ножи, битые бутылки, странные свёртки и т.д.
  • Нельзя убегать от родителей, прятаться от них, забегать в помещения, транспорт без родителей.
  • Проговорите и выучите модель поведения ребёнка, если он потерялся (что он должен делать, какую информацию о себе называть, как звать на помощь). Более подробно об этом вы можете прочитать в статье по ссылке.
  • Выучите с ребёнком основные правила поведения на дороге (когда переходить улицу, запрет на игры возле дороги и т.д.).

Правила безопасности для детей: мебель

Безопасность ребенка в доме во многом зависит от вашей мебели: она должна быть крепкой, устойчивой, чтобы ребенок не упал, когда возьмется за нее. Проследите, чтобы на мебели не было сколов и острых углов, о которые ребенок может пораниться. Специальные уголки и накладки на углы защитят малыша от болезненных ударов, их прикрепляют с помощью липучек.

Особого внимания требует стеклянная мебель и посуда — ей-то уж точно не место в детской. Чтобы малыш не потянул скатерть, и не причинил себе вред лежащими на столе предметами, зафиксируйте скатерть с помощью зажимов.

Бьющиеся, острые и тяжелые предметы не должны оставаться на низких, доступных для ребенка, столиках или подоконниках. На низких предметах мебели не оставляйте горячие блюда, тонкие стаканы, спички и зажигалки, сигареты, а спиртное должно находиться в хорошо запирающемся шкафу.

С помощью защитных замков и блокираторов перекройте доступ ребенка к ящикам и шкафам, так как там хранятся вещи, представляющие угрозу, например: ножи и вилки, ножницы; тяжелая посуда (кастрюли и сковородки) или фарфор; продукты (мука, горох); лекарства или алкоголь; бытовая химия.

Правила безопасности для детей: мебель

К каждому типу запираемых дверок подбирается конкретный блокиратор. К примеру, распашные дверцы с ручками зафиксируются при помощи специальных замков-блокираторов.

А с помощью универсального замка можно заблокировать от ребенка дверцы, не имеющие ручек. Этот замок удобно прикрепляется к двери с помощью специальной липучки. С такого блокирования перекройте доступ ребенка к шкафам, а также бытовым приборам (например, СВЧ, холодильник и т. д.).

Детский стул для кормления

Сажая малыша в детский стул, пристегивайте его предохранительными ремешками. Устанавливайте стул так, чтобы ребенок не мог дотянуться до опасных предметов. Никогда не оставляйте ребенка на высоком детском стуле без вашего присмотра.