Адаптация детей к условиям детского сада

К сожалению, родители не всегда имеют возможность находиться безотлучно со своими детьми. Кому-то нужно на работу, кому-то на учебу – и малыша приходится отдавать в ясли. Но независимо от ситуации, подготовка к яслям – процесс обязательный, если мама с папой хотят, чтобы адаптация в дошкольном учреждении для крохи прошла максимально безболезненно. Что нужно знать родителям о поступлении малыша в ясли?

Какие документы регламентируют деятельность воспитателя?

Обязательно ознакомьтесь с этими документами:

  • ваша должностная инструкция и трудовой договор;
  • Устав ДОО, где вы работаете;
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ;
  • ФГОС ДО;
  • профессиональный стандарт педагога;
  • Приказ Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014;
  • ст. 336 ТК РФ;
  • СанПиН

Следите за изменениями трудового законодательства и ФГОС ДО, чтобы всегда быть в курсе важных нововведений. У нас в АНО «НИИДПО» много программ обучения для воспитателей, в которых рассматривается работа по актуальным требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Пример:

Рекомендация 1: Навыки самообслуживания

Пребывание в детском саду подразумевает, что ребенок частично может позаботиться о себе сам. Отсутствие навыков самообслуживания сильно осложняет пребывание в группе. Подготовка ребенка к детскому саду дома должна начаться заранее, вот чему желательно его обучить по мнению родителей (ответы приведены дословно):

«Ходить на горшок и желательно самому кушать»

«Более ли менее  приучен  к горшку,  сам кушает»

«Проситься на горшок, быть общительным, пить с кружки, кушать ложкой»

«Самообслуживание, соответствующее возрасту»

«Иметь представление о горшке. Уметь орудовать ложкой.»

«Быть самостоятельным (сам кушать, одеваться, ходить на горшок)»

«Уметь кушать, знать горшок. Если старше, то унитаз и уметь вытирать себе попу, уметь одеть/снять ту одежду, где нет сложных застежек»

«Сам ходит на горшок, сам держит столовые приборы»

«Обязательно уметь ходить на горшок! Уметь раздеваться, кушать. Чем больше умеет ребенок, тем легче для него проходит адаптация.»

«Особых навыков у нас не было.  Все по возрасту. Кушала сама. На горшок ходила. Только одевать нужна некоторая помощь.»

«Родители должны донести до ребенка, что в саду он будет без мамы или папы, т.е. без знакомых взрослых близких людей. Очень хорошо, если ребенок сам себя обслуживает, т.е. одевается, раздевается, ходит в туалет, моет руки. Чтобы минимально обращаться за помощью к воспитателям. Обязательно дома ввести традицию вечернего чаепития, где все, и взрослые, и дети, рассказывают, как прошел их день, что было хорошего, а  что не очень. Учить ребенка рассказывать обо всем в непринужденной обстановке.»

«Кушать самостоятельно, просится на горшок, как-то одеваться, пусть хоть одну вещь, но сам. Но первую роль играет воспитатель. Если воспитатель сумел найти подход к ребенку, то адаптация пройдет хорошо. Но и родители всегда должны поддерживать и закреплять тот результат, которому научился ребенок.»

«Горшок, умение одеваться, кушать, попросить о помощи»

«Кушать/горшок/ разговаривать чтоб рассказать вам что было за день,  и одеваться в идеале самостоятельно максимально!»

«Умение одеваться (не важно как но делать это),  кушать,  ходить в туалет»

«Кушать ложкой, вилкой. Пить с кружки. Самостоятельно засыпать. Ходить на горшок. Желательно контактировать с детьми»

Читайте также:  Вред гаджетов для детей

«Уметь одеваться, самостоятельно кушать»

«Кушал сам, засыпал сам»

«Умение слышать и слушать. Ну и всё зависит от ребенка. Минимальный запас умений: ходить в туалет, есть, одеваться. Ну и всё относительно. Но мне кажется, что так проще деткам и воспитателям, если малыши имеют эти навыки»

«Горшок, кушать сам (ложку держать)»

Родительские трудности

Но прежде чем родителям радостно вздохнуть и выдохнуть, они должны провести просто-таки колоссальную подготовительную работу со своим ребенком. Расскажем подробнее, в чем она заключается.

Родительские трудности
  1. Готовя ребенка к садику, родители должны постараться создать для него соответствующий режим: разнообразить питание, включив в меню блюда, которым обычно кормят в детском садике, приучить малыша спать днем (если он не приучен), наладить и соблюдать распорядок дня, больше гулять с крохой, стараясь при этом, чтобы он чаще контактировал со сверстниками.
  2. Никаких ссор между родителями и другими домочадцами в это время быть не должно. С самим ребенком следует обращаться особенно внимательно и ласково.
  3. Необходимо постараться рассказать малышу на доступном ему языке о садике. Причем, ни в коем случае нельзя отрицательно отзываться о детсаде, а тем более – пугать ребенка детским садом. Наоборот, нужно всячески хвалить это заведение и убеждать малыша, как ему там будет хорошо.
  4. Нельзя также в присутствии ребенка говорить что-то плохое и о воспитательницах. Все разговоры на эту тему – только в восторженных тонах и самым веселым голосом!
  5. Обязательно следует заранее познакомить малыша с детским садом, в который он будет ходить. Самый лучших способ такого знакомства – показать ребенку садик, специально пройдя мимо него, причем – несколько раз, чтобы малыш лучше запомнил все нюансы. Очень хорошо будет, если в это время во дворе садика играют другие дети.
Родительские трудности
  1. Замечательный метод – организовать в присутствии ребенка специальную восторженную беседу с другими людьми о детском садике и о том, как сынишке или дочурке повезло, что он скоро пойдет в детский садик.
  2. Знакомство малыша с другими детьми и взрослыми тоже очень полезно: ведь в детском саду он обязательно будет общаться со многими людьми, а не только с мамой и папой. Следовательно, пускай он привыкает и к другим людям.
  3. Следует помнить и учитывать, что адаптация малыша к детсаду – процесс долгий. Поэтому нужно постараться организовать на это время дома особый режим жизни и отношений с малышом и другими домочадцами, смысл которого – помочь ребенку быстрее и легче адаптироваться.
  4. Родителям обязательно нужно загодя познакомиться с детским садиком, его режимом, директором, воспитателями и нянечками, даже – с поваром, уборщицей и сторожем. Так или иначе малыш будет с ними всеми общаться, а поэтому маме и папе нужно знать, что это за люди. Кроме того, готовя ребенка к садику, родителям полезно иметь представление о порядках в этом заведении, программах обучения и методах воспитания. Зная все это, можно будет внести коррективы в план подготовки малыша к детсаду или – вовсе отказаться от детского сада и поискать другой, если по каким-то причинам маме и папе что-то не понравится.
  5. Кроме того, следует заранее подготовить все необходимое для посещения детского сада. В первую очередь это касается одежды. Малыш должен распознавать все предметы своего гардероба, а также уметь их надевать и снимать. А потому одежда должна быть как можно более удобной для малыша.
Родительские трудности

Разумеется, это не все рекомендации. В ходе подготовки ребенка и его последующему привыканию к детскому саду обязательно появятся всяческие новые нюансы и проблемы. Чтобы облегчить жизнь ребенку, да и самим себе в этот непростой период, в них придется вникать и искать пути решения.

Читайте также:  Особенности физического развития трёхлетнего ребёнка

Психологические аспекты

Важно, чтоб у вашего домашнего ребенка было общение с другими детьми

Когда пришло время вести малыша в дошкольное учреждение, особенно, если ваш карапуз домашний, редко общался с другими детьми, необходимо придерживаться ряда правил.

Психологические аспекты
  1. Объясните малышу, что собой представляет данное учреждение. Обязательно расскажите, что родители оставляют детей на определенное время, но не навсегда. Не забудьте упомянуть о том, что детки там играют, гуляют на площадке и спят в своих кроватках.
  2. Очень важно объяснить малышу, что вместо вас в детском саду будет нянечка и воспитательница, которым он должен все рассказывать и говорить о том, что его беспокоит.
  3. Не забудьте упомянуть о том, что в саду малыш найдет много замечательных игрушек, сможет ими играть вместе с другими детками.
  4. Скажите, что будете очень рады, если карапуз начнет ходить в детский сад, он уже такой взрослый.
  5. Каждый раз, проходя мимо дошкольного учреждения, в которой хотите отдать своего кроху, с радостью напоминайте о том, что скоро он там будет заниматься. Можете сказать, что вы очень гордитесь тем, что малыш отправляется в детский сад и что его туда приняли.
  6. Важно, чтоб родители заблаговременно знали, какой режим в детском саду и поведали о нем своему чаду, подстроили свой домашний распорядок.
  7. Не стоит бояться разговоров о возможных трудностях. Ребенок должен понимать, что в детском саду его не будут окружать родственники и выполнять все требования по первому возгласу.
  8. Чтоб карапузу было спокойнее, пусть у него появится плюшевый друг, с которым он отправится в дошкольное учреждение.
  9. Постарайтесь перебороть себя и будьте готовы к тому, что с первого же дня вам придется оставить малыша в садике до обеда или на несколько часов. Некоторые родители боятся уходить, тем самым замедляют адаптационный период своего малыша.
  10. Заблаговременно обдумайте ритуал расставания, когда ребенок будет приходить в детский сад.
  11. Чтобы карапузу было легче адаптироваться лучше еще до первого похода в детский сад познакомить его с большим количеством детей. Пусть привыкает.
  12. Никогда в присутствии малыша не произносите вслух негативные фразы, которые касаются детского сада.
  13. Играйте дома в детский сад, показывайте малышу обстановку дошкольного учреждения на примере кукол, мягких игрушек. Можете привлекать соседских малышей, чтоб следить за тем, правильно ли проявляются навыки общения ребенка.

Что должен уметь ребенок перед первым посещением детского сада

Обычно детей отдают в сад не раньше, чем в два года. К этому возрасту малыш должен обладать некоторыми навыками.

  1. Малыш должен уметь самостоятельно кушать. Не по всем правила этикета, конечно же, но хотя бы часть пищи должна попадать в рот. Ничего страшного, если двухлетний малыш разливает часть супа на пол, воспитатели яслей к этому привыкли. Главное научить своего ребенка кушать, чтобы он не остался голодным. Малыш старше трех лет должен уметь опрятно кушать и пользоваться вилкой. Объясните ребенку, что есть нужно аккуратно, не разговаривая во время еды и не набивая полный рот пищей.
  2. Ребенок в два года хотя бы через раз должен ходить на горшок. И, желательно, самостоятельно проситься. Если малыш еще не умеет этого делать, вам придется носить в сад памперсы. Но лучше всего, конечно, заранее научить ребенка хотя бы жестами показывать, что он хочет на горшок. Детки старшего возраста должны уметь пользоваться туалетной бумагой.
  3. Чтобы ребенок не болел, его нужно приучить к гигиене. Перед едой и после прогулки воспитатели отправляют малышей мыть руки. Очень хорошо, если ребенок умеет делать это самостоятельно.
  4. Развивайте речь малыша. Прекрасно, если ребенок может говорить и в состоянии рассказать, что с ним происходило.
Что должен уметь ребенок перед первым посещением детского сада

как успокоить ребенка во время истерики

Читайте также:  Как приучить ребенка не бояться стоматолога

Особенности поведения дома, во время адаптации к саду

Чтобы быть готовыми ко всему, необходимо знать, сколько же времени дети привыкают к детскому саду. Как правило, дети привыкают к детскому саду через 2-3 месяца. На протяжении этого времени нужно быть внимательными, чтобы малыш не решил, что с его прежней жизнью, которая была до сада, навсегда покончено.

В поведении ребенка во время адаптации может наблюдаться раздражительность, может так же наблюдаться ухудшение сна и аппетита. В это время он должен ощутить особую чуткость к себе и внимание. Дома режим дня должен стать более щадящим, а в выходные дни позвольте ребенку самому внести коррективы в свой режим, к примеру, пусть сам составит себе меню.

Интересуйтесь его занятиями в детском саду. Подробно расспрашивайте, что необычного и интересного он узнал в садике за день, чем занимались другие дети, в какие игры он играл и что больше всего понравилось. Если вы будете благодарным слушателем, то ребенку будет интересно рассказывать о садике. Сохраняйте на память все поделки и рисунки, принесенные им из садика, чтобы он знал, что для вас важно то, чем он там занимается.

Если малыш проявит желание подарить рисунок воспитательнице, поддержите его решение. Если появится желание привести товарища, с которым он подружился в саду, то можете считать, что границы жизни в саду и жизни дома теперь размыты, теперь одна является продолжением другой. Это хороший знак, это успех.

Так как, вернувшись из сада, в вашем малыше бурлят эмоции, чтобы помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, необходимо уделить внимание созданию дома спокойной обстановки, в которой он сможет отдохнуть и побыть наедине с собой. Но так же не забывайте, что он так же скучал и по обществу родителей. Уделяйте ему необходимое количество внимания, отложите ненадолго все свои дела и просто почитайте книжку, поиграйте с ним в спокойную игру, обнимите малыша или просто поговорите о том, о чем он хочет. Если ребенок окружен дома достаточным вниманием и любовью, то и в садике ему будет комфортно.

Важные рекомендации для родителей: как подготовить ребенка к яслям

Подготовка к яслям – тяжелый труд для родителей. В первую очередь, мамы с папами должны научить (постараться научить) малыша:

Что касается здоровья ребенка (его адаптации и иммунитета), здесь нужно помнить следующее:

  • В привычный для ребенка климат его следует вернуть как минимум за две недели до яслей (на случай, если вы уезжаете).
  • За месяц до яслей нужно сделать все необходимые прививки. Читайте: новый календарь прививок детям на 2014 год.
  • Также за месяц нужно беречь ребенка от контактов с зараженными/болеющими людьми.
  • За неделю до яслей откажитесь от введения в рацион малыша новых продуктов.
  • Начало июня и конец весны – время для постепенного введения закаливающих процедур.
  • Приучайте кроху к режиму дня яслей и к утренней зарядке.
  • Больше гуляйте и одевайте ребенка по погоде.