8 причин, по которым следует разговаривать с малышом

Отвечает логопед-дефектолог высшей квалификационной категории Центра репродукции и планирования семьи Ольга Комарова.

Как общение с беременным животиком помогает ребенку

Стимулирует развитие слуха

Слуховое восприятие у ребенка начинает формироваться уже на 14 неделе беременности, то есть на 2-й неделе второго триместра. Именно в этот период врачи и эксперты советуют матерям разговаривать  с нерожденным ребенком, чтобы установить связь с ним. Разговор с ребенком помогает стимулировать развитие его слуха  и создает синапсы или связи нейронов в головном мозге, которые отвечают за слух.

Рекомендуется не ограничиваться на простых разговорах, а петь малышу колыбельные или включать негромкую приятную музыку.

Помогает развивать речь

Разговор с ребенком в утробе, а также с новорожденным, помогает быстрее выучить слова, научиться понимать их значение и способствует развитию социальных навыков. Преимущество состоит в том, что если вы общались с ребенком, когда он был в утробе, и продолжили разговаривать с ним, как только он появился на свет, — ваш ребенок будет быстрее запоминать слова и вспоминать те, которые уже слышал раньше, это поможет ему научиться быстрее подбирать нужные слова.

Ребенок чувствует себя в безопасности

Вы уверены, что делаете все правильно для благополучия вашего будущего ребенка – правильно питаетесь, много отдыхаете, занимаетесь физкультурой для беременных. Однако стоит помнить, что ваш живот – это не только безопасное убежище для вашего малыша, но и место, где он одинок. Часто общаясь с ребенком, вы будете давать ему ощущение безопасности.

Для ребенка нет ничего более утешительного, чем слышать голос матери.

Слушая вас, он будет чувствовать себя более комфортно.

Стимулирует мозг

Не только мать должна разговаривать с ребенком, но и отец также должен уделять внимание нерожденному ребенку. Общаясь с малышом со второго триместра беременности, вы помогаете ему научиться дифференцировать звуки и голоса родителей. Ребенок будет учиться различать ваши интонации и интонации своего отца – это поможет развитию мозговой активности.

Как общаться с малышом?

Для установления контакта с малышом в животике у мамы — наблюдайте за его активностью, запоминая в какое время суток он более подвижен. В такие моменты разговаривайте с малышом, рассказывайте ему про то, что Вам нравится, про то, что прекрасного его ждет в этом Мире. Мама может рассказывать, какой у малыша папа и как он его любит и заботится о нем, а папа может рассказать о маме, ведь голоса родителей ребенок слышит по-разному (мамин- вибрациями изнутри, а папин- снаружи). Разговоры с ребенком в утробе должны быть очень нежными и искренними.

Читайте также:  Портит имущество ребенок — психология

Выберите обращение к своему карапузу, чтобы он знал и привыкал, что так вы разговариваете именно с ним. Общаться с малышом рекомендуется не менее 15 минут ежедневно. Со временем вы заметите, что он вам отвечает и толкается именно в том месте, где вы держите руку.

Ребенок в утробе, постоянно слышащий мамин голос, будет знать, что она рядом, что она помнит о нем и всегда готова сказать ему что-то ласковое и нежное. Такое общение позволяет установить эмоциональную связь с ребенком еще в период беременности и способствует лучшему контакту родителей (в особенности мамы) с малышом после его появления на свет.

Показывайте ребенку, что он долгожданный и горячо любимый обоими родителями, ведь малыш все чувствует и слышит, находясь еще в мамином животике! И помните- начинать общение с ребенком никогда не поздно!

Перинатальный психолог Оксана Сергеевна Брежнева принимает в двух филиалах Территории Здоровья — на Октябрьском поле и на Тульской.

Общение и массаж

Что могут сделать родители в «беззубом» возрасте, чтобы в будущем ребенок говорил правильно?

Во-первых, родителям нужно как можно больше времени проводить с малышом, общаться и играть с ним. Мамы и папы должны помнить, что главный источник гармоничного развития ребенка — они сами.

Малыш учится, когда видит все, что делают родители, и повторяет за ними их движения. Поэтому нужно комментировать происходящее и пояснять свои действия, обращать внимание ребенка на детали («на улице дождь: кап-кап», «как шуршат листья: шур-шур», «сейчас я достану молоко из холодильника, какое оно холодное!»).

Общение и массаж

Ребенок может не понимать слов, но он будет видеть движение губ и эмоции, которые возникают на лице (общение лицом к лицу — наилучший вариант взаимодействия с ребенком). Таким образом будет накапливаться пассивный словарь малыша, который в будущем станет активным. Можно рекомендовать ежедневно в игровой форме массировать ребенку органы артикуляции (щеки, губы, язык). Делать это лучше теплыми руками либо ватными палочками мягкими, ненавязчивыми движениями. Во время выполнения такого массажа нужно рассказывать сказку или потешку малышу.

Пять плюсов бабушки. Няня не заменит общения со старшими родственниками Подробнее

Педагогические стили общения

Педагогический стиль общения в учебных учреждениях может проявляться следующими видами отношения к обучающимся:

  • устойчивым отрицательным – преподаватель груб, постоянно унижает и оскорбляет учеников, что противоречит нормам профессиональной этики;
  • пассивным положительным – учитель излишне требователен, стремится построить формальные деловые отношения. Применение официального тона и низкое эмоциональное взаимодействие препятствует творческому развитию детей;
  • ситуативно-негативным – отношение педагога к детям постоянно варьируется. Оно находится в зависимости от настроения. Ученики при этом становятся замкнутыми и недоверчивыми;
  • активным положительным, которое считается наиболее оптимальным. Педагог помогает ученикам, пытается заинтересовать своим предметом, что приводит к эффективному сотрудничеству.
Читайте также:  Топ 30 игр для компании детей от 2-х человек

Педагоги должны избегать авторитарного и либерального стиля общения с детьми.

  1. Авторитарный стиль. Педагог лично занимается решением важных вопросов, связанных с детским коллективом, постановкой целей и организацией контроля. При этом результаты подвергаются только его субъективной оценке. Результатом властного стиля, диктаторства и опеки являются явные и скрытые протестные настроения в детском коллективе.
  2. Либеральный стиль. Педагог равнодушен и не заинтересован в развитии детей. Он даже не пытается проявить себя как воспитатель и занимается только формальным выполнением своих обязанностей. Такое общение с учениками приводит к падению его авторитета, потере контроля над воспитанниками, отсутствию дисциплины.

Выбор учителем демократического стиля способствуют развитию в детях активности, самостоятельности и считается наиболее продуктивным и благоприятным.

Каждому родителю необходимо проанализировать свой стиль общения со своим малышом и попытаться исправить свои недостатки. Чем раньше это сделать, тем лучше.

Не всегда следует ругать детей за низкие оценки, плохое поведение и принимать сторону преподавателя. Возможно это результат не лени и глупости обучающегося, а неправильно подобранного с ним стиля общения.

Сенсорное развитие

Развитие речи ребенка связано с необходимостью выразить свои желания, чувства и впечатления. Иными словами, малышу нужно донести до окружающих информацию, полученную, в большинстве своем, из окружающего мира. Рассматривая, прислушиваясь, ощупывая, пробуя на вкус ребенок словно составляет из отдельных впечатлений полноценный образ предметов, его окружающих.

Печальный опыт детей, по несколько месяцев находящихся в детских больницах в первый год жизни, а так же выросших в доме ребенка, показывает — небольшое количество получаемых малышами впечатлений (так называемая сенсорная депривация) очень плохо сказывается на общем и речевом развитии детей.

Обогащая представления ребенка, давая ему как можно больше возможностей для получения впечатлений, взрослые закладывают основу для богатой образной речи.

Как сделать общение родителей с детьми эффективным?

В процессе общения с ребенком приложите все усилия для того, чтобы ребенок понял, что вы понимаете его эмоциональное состояние, настроение, чувства связанные с той ситуацией, о которой он вам рассказывает. Все что для этого необходимо – это внимательно выслушать ребенка, а затем ненавязчиво своими словами повторить, то, что вам рассказал ребенок. Так вы дадите ребенку возможность разобраться в своих чувствах, он поймет, что вы его слышите и слушаете.

Если ребенок проговаривает с вами свою проблему, это уже успешное начало для того, чтобы избавиться от нее.

Когда вы общаетесь с ребенком, старайтесь внимательно следить за его жестами и мимикой. Иногда дети не хотят нас огорчать и говорят, что все нормально. Но если присмотреться их невербальным способом выражения своих чувств (дрожит подбородок, глаза блестят или «на мокром месте»), то можно сразу догадаться об истинных чувствах ребенка.

Как сделать общение родителей с детьми эффективным?

Старайтесь в любой ситуации поддержать ребенка, даже без слов. Для этого можно использовать все возможные тактильные способы: улыбка, объятия, подмигивание, кивок головой, взгляд в глаза.

Вы не можете быть готовыми ответить на любой вопрос. Но старайтесь не отвечать на вопросы ребенка насмешливым тоном, ведь он способен выдать вас лучше, чем ваши слова и глаза.

Ссоры родителей неблагоприятно влияют на психику ребенка

Поддерживая разговор необходимо демонстрировать свою заинтересованность в теме вашего общения. Можно задать следующие вопросы: «Вот это да! А что же было потом?», «Ой, как интересно! Расскажи мне…»

Когда вы проводите с ребенком время используйте игры, которые вам знакомы с детства. Например, для развития мелкой моторики – перебирайте гречку. Для развития координации разрешите ребенку полазить по деревьям. Для того чтобы развить речь и кругозор – говорите с ребенком. В процессе общения можно решить множество тончайших психологических проблем.

Как сделать общение родителей с детьми эффективным?

Помогайте ребенку снять мышечное и нервное напряжение. Это можно сделать с помощью массажа или даже легкого растирания тела. Если нет возможности сделать вышеперечисленные процедуры – просто обнимите ребенка, погладьте его по голове и скажите, как сильно вы его любите.

Ласка и объятия очень важны для ребенка

Читайте также:  Купание новорождённого: основные правила, советы и ошибки

Необходимость в признании

В возрасте 4-6 лет ребенок начинает нуждаться в оценке и уважении сверстников. Теперь он по разговору, взгляду и мимике осознает отношение окружающих к нему, ему необходимо быть важным и ценным для партнера. Появляется конкурентное начало, ребенок начинает испытывать чувства зависти и ревности, с которыми ему необходимо научиться справляться.

Безусловно, родители для ребенка – самое главное, и никто никогда не сравнится с ними по степени важности для него. Но не стоит ограничивать мир малыша только общением с мамой и папой, ведь для развития ребенка ему необходимо общаться с другими детьми.

Если вы решили не отдавать ребенка в детский сад, и заниматься его обучением и воспитанием дома, позаботьтесь о том, чтобы у вашего малыша не было нехватки общения со сверстниками.