8 правил приличия для ребенка. Учим детей вежливости

Воспитание детей в наше время значительно отличается от того как воспитывали нас и наших мам и пап. Родители стараются контролировать каждый шаг ребенка, обеспечить детей современными игрушками и гаджетами зачастую забывая о словах вежливость и приличия, дети в свою очередь растут избалованные и увлеченные гаджетами.

Индивидуальное развитие

Каждый ребенок индивидуален, кто-то начинает уверенно говорить в два года, а кто-то в три лепечет непонятные слова. Родители могут значительно развить вербальные способности малыша, если будут систематически заниматься с ним. Ребенок, как губка, впитывает в себя все, что дают ему окружающие – знания, эмоции, модели поведения и т.д. В годовалом возрасте он уже может осмысленно воспроизводить звуки, в полтора говорить словосочетаниями, а в два – и вовсе предложениями. Все зависит от того, будут ли ему родители уделять достаточное количество времени и внимания.

Основные этапы развития речи

  • Чтобы понять, когда нужно заниматься развитием речи у малыша, нужно знать основные этапы этого нелегкого процесса:
  • Крохе 2-3 месяца. В это время ребенок начинает активно гулить, произнося элементарные гласные и согласные буквы, стараясь объединить их;
  • К полугоду карапузы начинают говорить элементарные слоги (ба, па, ма). К 8-9 месяцам кроха способен полноценно воспринимать информацию, понимать слова, которые произносят взрослые;
  • Первые слова дети, как правило, произносят в 10-11 месяцев. В год уже знают до 10-15 элементарных слов, которые наиболее часто употребляют родители;
  • В 1,5 года кроха уже способен формировать небольшие предложения, состоящие из 3-4 слов. Как правило, в его лексиконе присутствуют существительные и глаголы. С прилагательными он знакомится чуть позже;
  • В 2 года словарный запас крохи значительно пополняется. В его арсенале уже до 300 простых и сложных слов. При этом ребенку уже под силу предложения, состоящие из разных частей речи.

Совет! Начиная с 2-х лет, ребенок начинает активно говорить. В это время важно максимально помочь ему. Родители должны читать сказки, общаться с ребенком, правильно выговаривать слова, строить сложные предложения. Только в этом случае будет хороший результат, и в 3 года малыш будет уверенно говорить.

Заповедь 2: Будьте невежественны, задавая ребенку вопросы

Это я узнал у своего учителя – Сократа. Он говорил, что когда ты ищешь истину, нужно быть невежественным. Секрет в том, что когда вы задаете ребенку вопросы (а вопрошание – это ключ к тому, чтобы заставить детей думать), нужно не знать ответы на них, даже если вы эти ответы знаете. Иначе вы будете требовать от ребенка, чтобы он сказал то, что вы считаете правильным.

Пример. Если вы спрашиваете ребенка, сколько будет два плюс два и хотите в ответ услышать только четыре, это проверка знаний, но не вопрошание, не мышление. Спросите ребенка: «Сколько будет два плюс два?» Когда он ответит (вне зависимости от правильности ответа), спросите, как он пришел к этому выводу. Может, это будет интересней, чем ответ «4». Проверить, выучил ли ребенок урок, и проверить, думает ли он – разные вещи.

Заповедь 2: Будьте невежественны, задавая ребенку вопросы

Пример. Если ваш сын бьет свою сестру, вы можете сделать две вещи. Первое – учить его моральным ценностям: ей больно, нельзя бить сестру и т.д. (у родителей есть функция передачи моральных ценностей). Но есть и другой способ, как работать с конфликтом двоих детей – обнаружить, почему это происходит. Спросите сына: «почему ты побил сестру?» Допустим, он ответил, что она его беспокоит. «Что это значит? Конкретней: что она сделала?» – спросите вы. «Я хотел забрать у нее какие-то вещи», – сказал мальчик. «Если сестра не делает то, что ты хочешь, она тебя беспокоит. Может, есть что-то более законное?» – задайте ребенку такой вопрос. Идея в том, чтобы вы исследовали ситуацию, проблему, задавали ребенку вопросы, обсуждали. Если в споре участвуют двое детей, и вы начали выяснять у одного из них, что происходит, второй может начать перебивать. «Подожди, давай послушаем его, попробуем понять, что он говорит, — обратитесь к тому, кто перебивает. – У каждого из нас будет шанс сказать, и мы вместе попробуем понять, что произошло». Но если вы чувствуете, что вы не в правильном настроении, вы устали от того, что дети спорят, если чувствуете, что не можете уделить время на дискуссию прямо сейчас, ничего не делайте. Просто разведите детей в разные стороны и скажите, что разберетесь с этим позже.

Читайте также:  Как выбрать правильный размер обуви ребенку

Словотворчество

Придумывая новые слова, дети используют правила родного языка, сформированные на основе личного опыта. То есть можно с лёгкостью понять, что «бабока» – это существительное, а «тырыпырит» – глагол. Не каждый ребёнок сможет объяснить взрослому, как именно выглядит «бабока». Этому существу место лишь в неизведанных детских фантазиях.

Словотворчество может быть не просто методом освоения речевых навыков, но и увлекательной игрой для всей семьи

Словотворчество

Не все малыши нуждаются в объяснении новых слов, когда вы вместе читаете сказку. Возможно, ребёнок придумал этому слову своё значение и вполне им доволен. Как и доволен тем, что в его власти видеть не тот «дословный» и «буквальный» мир, которые видят взрослые, а другой – загадочный, таинственный, разнообразный и не подчиняющийся никаким законам.

Установление эмоциональной связи с ребенком

В рассматриваемом возрасте многие дети уже хорошо произносят все звуки, кроме шипящих и «р». Их речь не всегда понимают посторонние люди, но родителям она всегда понятна. На этом этапе развитие речи малыша почти полностью зависит от родителей.

Дети этого возраста полностью копируют не только поведение родителей, но и их речь. Очень важно установить эмоциональный контакт с ребенком, чтобы он слушал маму или папу, понимал, о чем они говорят.

Не стоит засорять свою речь. Это разные ругательные и грубые слова, слова- паразиты, уменьшительные названия. Дети очень быстро их улавливают и запоминают. Впоследствии их трудно будет отучить.

Установление эмоциональной связи с ребенком

Определенными действиями, направленными на развитие речи ребенка, можно добиться хороших результатов.

Трехлетнего малыша уже можно знакомить с понятием “время”. А с 4-х лет учить определять его. Как научить ребенка понимать время по часам – читайте в нашем следующем материале.

Если вы заметили ошибки в речи малыша, следует постараться исправить их как можно скорее. Читайте далее – “Как научить ребенка правильно ставить ударения“.

Развиваем память

До пяти лет дети легко обучаются разным языкам. Поэтому, если у вас есть возможность общаться с носителями других языков, не упускайте этого шанса.

Приобщайте детей к домашним делам. Занимаясь уборкой или готовкой рассказывайте, что и в какой последовательности вы делаете, зачем это происходит и так далее. Через несколько дней, занимаясь привычными делами, просите ребенка подсказывать вам. Так вы не только будете способствовать развитию памяти, но и поможете малышу почувствовать себя увереннее. Если ребенок хочет вам помочь в ваших делах, не препятствуйте этому.

Ранние навыки сотрудничества хорошо влияют на детскую психику, кроме того, в процессе совместных занятий малыш быстрее научится коммуницировать с забывайте хвалить детей за их достижения. Даже за самые простые, например, как правильно назвать предметы в комнате или попросить ложку, вилку или сок. Если ребенок будет знать, что вам важны его успехи, он постарается порадовать вас еще больше.

Для тренировки и памяти и разговора используйте простые игры и задания:

  • Как говорят животные? Как звучит машина, лодка, паровоз?
  • Что лежит на столе? Какие фрукты и овощи вы видели в магазине?
  • Что нарисовано в книжке, кто главный герой мультфильма?
Читайте также:  Выбираем увлажнитель воздуха для детской

Помните, что дети в первую очередь хотят играть, потому не стоит ребенка заставлять сидеть с книжкой против его желания. Дети физически не в состоянии удержать свое внимание на предмете больше пятнадцати минут, это связано с особенностями их возрастной психологии.

Кроме того, избыток энергии буквально не по позволяет маленьким непоседам неподвижно сидеть на одном месте. Поэтому, если ваш ребенок во время занятия заскучал или начал капризничать, лучше перенесите занятия на другое время или поменяйте формат обучения, используя для этой цели игрушки. Например, пусть малыш назовет все предметы, которые лежат у него в ящичке. Придумайте свои способы, как научить ребенка говорить. Это могут быть кукольные представления, в которых игрушки называют друг другу предметы. Для малышей постарше можно предложить снять небольшой фильм, в котором они сами проведут экскурсию по вашему дому, называя разные предметы.

Как учить говорить и развивать речь ребенка

Развитие речи у годовалых детей, малышей постарше и дошкольников проходит по-разному. Важно не просто ориентироваться на установленные нормы, но и учитывать индивидуальные особенности ребенка.

Как научить говорить ребенка в 1 год

Часто родители сталкиваются с ситуацией, когда ребенок в год не говорит того, что считается нормой для этого возраста. Что делать в этом случае?

Воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  • Старайтесь общаться таким образом, чтобы он отвечал. К примеру, собираясь на прогулку, можно спросить, какого цвета обувь ему больше нравится. Естественно, соответствующим образом малыш ответить не сможет, но несколько связных звуков – тоже результат.
  • Чаще общайтесь с малышом: на прогулке, дома, в магазине, в гостях.
  • Озвучивайте вслух все свои и его действия. Это может быть уборка по дому, обсуждение животных, игрушек.
  • Уделяйте внимание чтению большого количества книг, просмотру картинок. Можно выбирать не только сказки, но и энциклопедии для детей. Возможно, малыш проявит интерес к животным, насекомым, климатическим явлениям и т. п.
  • Общайтесь, используя правильную речь, без сокращения и коверканья слов. Разговаривайте с малышом как со взрослым человеком.

Не стоит волноваться, если не получается добиться положительного результата. Часто бывает, что малыш еще не готов в 1 год к полноценному общению.

Развитие речи детей 2-3 лет

Если ребенок общается с трудом или совсем не говорит в 2 года, необходимо стимулировать его речь.

Что можно сделать:

  • Поиграть в «алфавит». Малыши этого возраста любят повторять буквы за взрослыми. Необходимо четко и звонко проговаривать звуки, это дает определенные навыки в познании азбуки.
  • Чаще задавать вопросы, на которые сложно ответить однозначно: «нет» или «да».
  • Повторять те слова, с которыми малышу трудно справиться, или те, где он «проглатывает» окончания.
  • На любой проблемный звук следует подбирать стихи или песенки. При этом нужно проговаривать каждую строчку вместе с ребенком, чтобы он видел, как взрослый это делает.
  • Поправлять малыша каждый раз, когда он пытается заменить сложный звук на более простой. Чаще всего это бывает с буквами «л», «ж», «р» и «с».
  • Давать слушать детские песенки, смотреть познавательные мультфильмы, знакомить с новыми людьми: сверстниками и взрослыми. В общении малыш будет быстрее развиваться.

Насчет неправильного произношения буквы «р» в этом возрасте волноваться не стоит. Помощь специалиста потребуется, если проблема не решится к 6 годам.

Обучение речи ребенка 4-5 лет

Развитие речи для детей в возрасте от 4 и до 5 лет должно проходить посредством игр, упражнений и тренировок.

Пробуйте такие варианты:

  • Тренировка лицевых мышц и языка. Самые известные упражнения: «качели», «рыбка», «слон», «часы» и «хомячок». Все они направлены на развитие речевого аппарата, а также на способность не просто произносить звуки, а говорить правильно.
  • Занимательные игры. Из множества вариантов, представленных на разных источниках, выбирайте наиболее подходящий. Например, удобно играть по дороге в магазин или в детский сад. Малыш должен определять, где находится звук, названный родителем: в конце, середине или начале загаданного слова. К примеру, местоположение звука [с] в слове «слива» и т. п.
  • Показательные примеры. Дети всегда обращают внимание на то, как общаются их родители. Поэтому важно говорить не просто правильно, но и выразительно, без слов-паразитов и ненужной лексики.
Читайте также:  Как похудеть, когда кормишь грудью?

Не следует забывать о совместном просмотре книг с картинками. Нужно, чтобы малыш пытался максимально много рассказывать о предметах, которые видит. Хорошо помогает разучивание стихов и песен наизусть.

Как развить речь детям 6-7лет

Главное в процессе развития речи ребенка 6 лет – сформировать фонематический слух, научить выделять из больших предложений слова, а из слов – конкретные звуки. Кроме того, важно, чтобы дети делили на слоги хотя бы маленькие слова. Это важно не только для речи, но и дальнейшего умения внимательно читать и осознавать прочитанное.

Чтобы избежать речевых отставаний, необходимо делать следующее:

  • Регулярно давать детям самые лучшие литературные произведения. Причем ребенок не просто должен его послушать (если не умеет читать), а попытаться пересказать или приготовить сценку, где он играл бы роль главного героя.
  • Загадывать загадки, давать разнообразные задания, связанные с текстами или словами. К примеру, это может быть правильная расстановка слогов, слов в предложении. Следует внимательно следить за ошибками, вовремя их исправлять, регулярно повторять то, в чем у ребенка замечено слабое место.
  • Играть в словесные игры. Самые простые и популярные связаны с перестановкой букв в обратную сторону, подбором синонимов. Многим детям нравится игра «третий лишний».
  • Проговаривать с малышом пословицы и поговорки. Это считается одним из самых эффективных методов развития речевого аппарата, устранения дефектов.

Лучше всего, если все проблемы будут устранены до похода в 1 класс, чтобы малыш не испытывал трудности в чтении и письме.

“Спасибо” и “пожалуйста”

“Дай мне” “я хочу” так обычно начинают беседы ровесники и как правило такие разговоры заканчиваются ссорами и обидами. Часто дети забывают про”волшебные слова”. Родители смогут научить малыша этому правилу только в том случае если сами будут вести себя уважительно по отношению к ребенку. Если вы о чем либо просите свое чадо, не забывайте говорить ему”пожалуйста,” и поблагодарить за выполненную работу или просьбу. Родителям важно не забывать о том что они являются”зеркалом” для своих детей.

Как научить ребенка рано разговаривать

Сегодня многие родители озадачены ранним развитием детей. И они во многом правы, ведь в младенческом возрасте малыш развивается максимально быстро и важно не упустить драгоценные месяцы и годы. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок в год уже весело лепетал, то начните заниматься с ним сразу после рождения.

Вот несколько советов, которые помогут вам ускорить процесс речевого развития вашего ребенка:

  1. Разговаривайте с ребенком с самого рождения.
  2. В разговоре с малышом используйте технику смены интонаций. Делайте голос выше, ниже, вкладывайте в него разные эмоции, ведь таким образом крохе будет легче научиться понимать вас.
  3. Произносите слова четко и постарайтесь выстраивать максимально короткие фразы. Излишняя словоохотливость сбивает ребенка и заставляет его сильно напрягаться во время общения.
  4. Разговаривая с малышом, следите за своей артикуляцией. Видя, каким образом формируется звук, малыш быстрее научится повторять его. Вспомните глухонемых — ведь они часто понимают речь по губам. Также по губам они учатся говорить.
  5. Не придумывайте для окружающих ребенка предметов сокращенные и смешные названия.  Ни в коем случае не произносите такие слова, как «бибика», «кака», «бяка» и т.д. Приучайте ребенка сразу к правильным словам и правильному произношению. Ребенок должен с самого раннего возраста слышать правильные названия предметов, животных и всего того, что будет его окружать ежедневно.
  6. Для стимуляции речи массируйте ладошки и пальчики вашего чада. Учеными доказано, что ладони и речевой центр тесно связаны между собой. Простейший массаж, состоящий из растираний и поглаживаний, будет стимулировать кроху к общению.
  7. Займитесь развитием мелкой моторики малыша: лепите из пластилина, играйте с сенсорными мячиками, складывайте пирамидку, рисуйте и так далее, собирайте конструкторы.

И самое главное – обязательно хвалите малыша даже за малейшие, с вашей точки зрения, достижения. Хорошее настроение и улыбка мамы всегда являются для ребенка хорошим стимулирующим фактором.