5 причин, почему дети не хотят читать и слушать книжки

Признаки того, что ваш отпрыск вас обманывает:

Взаимное недоверие

Подобные проверки порождают недоверие между родителями и детьми. Когда мама или папа не верят ребенку на слово и следят за ним, они грубо нарушают его границы.

«Мама считает, что может забрать у меня телефон и проверить сайты, соцсети, прочитать посты и просмотреть фотографии. Еще она следит за мной через приложение и слушает мои разговоры. Недавно я обнаружила, что она еще и роется в карманах моей куртки, проверяет рюкзак, перебирает вещи в ящиках стола. А потом отчитывает меня, если ей что-то там не понравится. Я не понимаю, почему она это делает. Ведь я ничего от нее не прятала раньше. Теперь не знаю, как себя вести. Кажется, что за мной следят, и приходится врать», — рассказывает Аня, 15 лет.

«Недавно я услышала фразу, которая хорошо описывает подобные ситуации, — комментирует психолог Елена Водяницкая. — Чем больше соломки мы подстилаем детям, тем ярче пламя, которое может вспыхнуть. И большой вопрос, для кого мы эту соломку подстилаем на самом деле…»

Причина №1: Неумение владеть собой.

Ребенок не хочет читать, когда ему трудно сидеть какое-то время на месте. Довольно часто родители говорят, что у них активный ребенок, объясняя его неусидчивость. Однако психологи отмечают, что на самом деле поведение такого ребенка чаще всего реактивно, импульсивно. Он не может усидеть на родной попе, а реагирует на любые привлекательные для него внешние раздражители.

И если для дошкольника это не является проблемой, то первокласснику неумение сидеть на месте 30-40 минут мешает хорошо учиться.

Родители могут научить ребенка справляться со своими эмоциями. Могут научить его действовать не только импульсивно, но и осознанно, прилагая усилия для достижения желаемого. Могут научить придерживаться установленных правил.

Чтобы понять, как научить ребенка владеть собой, я обратилась за консультацией к детскому психологу Ксении Собченко. Прочитайте её рекомендации (или посмотрите видеозапись консультации).

Почему современные дети не любят читать

Специализированный сайт Reading Is Fundamental называет несколько основных причин, почему дети не испытывают особого интереса к чтению, а также предлагает варианты их устранения.

Читать — скучно. Это один из наиболее частых ответов детей, которые не любят книги. Именно в этом случае родители часто допускают самую большую ошибку, пытаясь навязать ребенку книгу, которая нравилась им самим в детстве или считающейся популярной, а следовательно, обязательно должна быть прочитанной.

Читайте также:  Плохое зрение у ребенка. Причины, симптомы, лечение и профилактика

Согласно исследованию Scholastic, 91% читателей в возрасте от 6 до 17 лет считают любимыми именно те книги, которые выбрали самостоятельно. Поэтому надо дать малышу практически полную свободу выбора.

Я не имею на это времени. Часто его действительно не хватает: дети ходят в школу, делают уроки, посещают кружки, играют в игры, смотрят телевизор. Поэтому им нужна помощь родителей для перестройки ежедневного графика, чтобы научиться уделять определенное время чтению.

Это тяжело. Для некоторых детей чтение — тяжелый и медленный процесс. В таком случае эксперты рекомендуют попросить учителя помочь найти интересные книги, которые соответствуют реальному уровню развития ребенка.

Это не важно. Часто дети не понимают, какую пользу можно получить от чтения. Поэтому специалисты советуют давать литературу на тему, которая действительно волнует вашего ребенка. Женя интересуется казачеством? Предложите ему соответствующие произведения!

Это не развлечение. У ребятишек, которые имеют проблемы с чтением, оно может вызвать тревогу. Даже малыши с хорошими навыками чтения часто воспринимают его как обязанность — читать надо для школы или на домашних тематических мероприятиях, — поэтому и начинают воспринимать это как настоящую работу. Совет — снимите любое давление, чтобы чадо могло наслаждаться книгой.

«Наше исследование показывает, что поощрение детей любого возраста и посвящение отдельного времени как в школе, так и дома чтению книг, которые они выбрали самостоятельно, поможет малышам познать радость от чтения, его потенциал. Такая тактика будет способствовать мотивации детей читать больше, что улучшит их навыки и откроет мир возможностей в будущем », — говорит одна из руководителей Scholastic Фрэнси Александер.

Какие ошибки допускают родители в воспитании детей и как исправить ошибки воспитания ребёнка?

Ошибки в воспитании детей допускают многие родители. Главное, чтобы мама с папой знали, как их можно исправить. Рассмотрим основные ошибки.

  1. Обвинения и угрозы. Это типичные ошибки родителей в воспитании детей. Воспитывать ребёнка путем запугивания и шантажа – неправильный метод, пришедший к нам из далекого прошлого. Это одна из главных ошибок, совершаемых родителями в воспитании детей. Фраза «Как тебе не стыдно!» угнетает малыша, заставляет задуматься о собственной никчемности, понижает самооценку и уничтожает инициативность. Дети часто совершают проступки, но они не стоят того, чтобы устраивать скандал. Вместе с чувством стыда некоторые родители используют чувство вины. Они думают, что обвинив в чём-то малыша, они дадут ему стимул к правильным действиям. Но это не так. Из-за постоянных обвинений ребёнок перестаёт интересоваться жизнью, становится вялым и неуверенным в себе. Запугивания и угрозы – тоже не выход из положения. Они создают у малыша постоянное чувство страха. Это состояние парализует его, морально угнетает. Возникает психологический дискомфорт.
  2. Противоречивость мнений. Это ошибки воспитания в семье. Ребёнок с детства должен знать, что можно, а что нельзя. И эти границы не стоит постоянно менять. Из-за смены требований и запретов малыш потеряется и не будет чётко знать, как себя вести. Найдите золотую середину. За достижения и свершения хвалите и стимулируйте, за проступки делайте выговор, но не перегибайте палку. Лучше скажите малышу, что вы его в любом случае любите. Не стоит устраивать террор и насилие. Это заставит ребёнка замкнуться в себе и перестать доверять вам.
  3. Также воспитание должно быть согласованным между двумя родителями. Нельзя, чтобы мама запрещала то, что разрешает папа. Иначе ребёнок просто запутается.
  4. Перенос проблем на ребёнка. Это типичные ошибки, совершаемые родителями. У каждого человека случаются неприятности, но они не должны касаться воспитания детей. Ваше отношение к малышу не должно зависеть от настроения. Из-за этого ребёнок может подумать: «Неважно, что я делаю, всё равно мама не замечает этого». Из-за перебоя эмоций вы можете пропустить успехи ребёнка или его проблему. Помните, что ребёнок 3 лет всегда копирует ваше поведение, поэтому, если не хотите вырастить психологически нестабильного человека, следите за своим поведением.
  5. Запреты без объяснений. У родителей дошкольников часто возникает такая ошибка. У ребёнка должен быть круг запретов, но все они должны быть объяснены. Нельзя просто запретить сыну или дочери что-то, нужно сказать, почему не стоит этого делать. Ребёнок должен понять причину.
  6. Чрезмерная опека. Конечно, родители любят своих детей и заботятся о них. Но иногда забота бывает излишней. Особенно когда дети подрастают. В воспитании подростков типичной ошибкой родителей является чрезмерная опека. Нужно приучать ребёнка к самостоятельности. Он же не будет всю жизнь жить с вами, поэтому в каждом определенном возрасте позволяйте ему что-то решать и делать самому. Даже если он примет неверное решение, позвольте ему учиться на своих ошибках. Ребёнок должен набирать собственный опыт, чтобы успешно жить в будущем. Кроме этого, излишняя забота помешает ему найти друзей и отстаивать свою точку зрения. Поощряйте любые инициативы, исходящие от ребёнка. Помогите ему поверить в себя. Для любого человека важно личное пространство – и ваш малыш не исключение. У него могут быть свои секреты, и это нормально.
  7. Недостаток ласки. Любой человек нуждается в любви, а дети особенно. Дела делами, но всегда нужно найти время, что сказать малышу, как сильно вы его любите, обнять и поцеловать. Это придаст ему уверенности в себе и силы. В свою очередь, не нужно требовать от ребёнка того же. Поцелуи и объятия должны идти от сердца, а не по навязыванию.
Читайте также:  Молочница у грудничков во рту

Почему важно читать вместе с ребенком

Вы можете спросить: А для чего это, если ребенок умеет читать сам? Пусть читает самостоятельно.

Самостоятельно ребенок читать, рано или поздно, научится. Тем более, что этому учат в школе. Но вот получать удовольствие от книги он может и не научиться. Для того, чтобы получать удовольствие от любого процесса, надо, чтобы он был приятным и интересным. А чтение для ребенка, особенно на первых порах — тяжелый труд, а не удовольствие. И станет ли оно таковым, зависит во многом от взрослых.

Кроме этого, в процессе чтения ребенок может не понять весь смысл прочитанного. А раз умного взрослого в этот момент нет рядом, не получается уточнить и осознать. Вот и выходит, что ребенок читает, устает и не понимает всего смысла текста. Он теряет мысль, не замечает причинно-следственных связей. Ему не всегда удается распознать смешные моменты, потому что он полностью поглощен процессом чтения. И книга становится ему непонятной или он понимает ее не совсем верно. Возьмет ли он книгу в руки в другой раз с удовольствием?

Детям нужно помочь развить любовь к чтению

Почему старшее поколение, нынешние бабушки и дедушки, практически все любят читать и читают все свободное время? Возможно, именно потому, что в детстве читали вместе с родителями. Потому что во время их детства и юности в каждой семье отводили время для совместного семейного чтения книг.

Во время родительского чтения вслух возникает удивительное взаимодействие взрослого и ребенка, они обсуждают один сюжет, вместе сопереживают героям. Это очень важный момент формирования эмпатии, особенно в то время, когда авторитет родителя так значим.

Совместные эмоции, переживания, особая атмосфера единения приводят к пониманию, что чтение — это приятно. Сложным детям уже не нужно придумывать различные способы привлечения внимания, родители транслируют заботу и любовь.

Просмотр мультфильмов, игры не могут заменить книгу. Ведь именно чтение формирует образное мышление, создавая волшебные фантазийные миры ребенка, не демонстрируя готовый продукт. Открывается книга, и ребенок представляет сказочного гнома, рыцаря на коне, злую волшебницу и прекрасную принцессу.

к оглавлению ↑

* Читайте и обсуждайте

Когда сказка подошла к концу, ее можно обсудить.

Поговорите о том, что ребенку понравилось, о чем он переживал, к каким выводам пришел. Такое обсуждение подводит итог и завершает чтение на позитивной ноте. В ходе обсуждения может выясниться, что какая-то сюжетная линия осталась незавершенной в воображении ребенка.

Проговаривание как раз и расставит все на свои места, закрыв все тревоги позитивным концом. Можно делать остановки в ходе самого чтения, предполагая возможные варианты развития событий. Это дает мощный толчок развитию детской фантазии

Вплетайте литературу в реальность

В каждодневном общении с ребёнком надо упоминать те или иные произведения, истории, вспоминать поступки героев, их выбор в схожей ситуации. Для детей, что Эзоп, что Тургенев – нечто одинаково далёкое. Надо очеловечивать, освежать и оживлять персонажей, вводить в их контекст сегодняшнего дня. Перекладывать исторические, литературные сюжеты на современность, делать их личными, хорошо знакомыми. Адаптируя сюжеты классических или своих любимых произведений, можно показать ребёнку, что литература – это нечто актуальное и интересное, целая палитра того, как люди в жизни делают свой выбор. Выбор в профессии, выбор в личной жизни, в дружбе. Особенно интересно это будет подросткам.