13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Если ребенок пойдет в первый класс, умея читать, учеба будет даваться ему легче. Чтобы развить этот полезный навык, не обязательно прибегать к помощи платных репетиторов. Если Вы готовы выделить время на ежедневные занятия с сыном или дочерью, то справитесь сами. Наша статья расскажет,  как в домашних условиях  быстро и легко научить ребенка правильно и хорошо читать по слогам и целыми словами за год.

Подробный обзор

Как дома научить ребенка читать и писать буквы: инструменты и материалы

Существует много вспомогательных средств, которые позволят малышу быстро запомнить алфавит. Мы приведем самые популярные и действенные из них.

  • Азбука. Она должна быть с крупным шрифтом и яркими, красивыми картинками. Желательно, чтобы на каждой странице авторы разместили короткое тематическое четверостишие. Дошкольник легко запомнит его, а вместе с ним и букву.
  • Магнитные доски. С ними удобно работать. К ним крепятся не только алфавитные знаки, но и изображения. Вы можете попросить ребенка составить название какого-нибудь предмета, найти рисунок на ту букву, которая изучается в данный момент, поиграть в «домино» из слов (каждое новое начинается с того, чем закончилось предыдущее).  
  • Распечатанные шаблоны. Крупные элементы алфавита, написанные на формате А4, подойдут для игрового обучения. Попросите сына или дочь украсить «букву дня» с помощью разных мелких предметов. Для этих целей подойдут нитки, пуговицы, ленточки, кусочки цветной бумаги, мелкая морская галька, бисер.  Когда задание будет выполнено, уберите шаблон и предложите воспроизвести графический образ буквы по памяти, используя те же подручные материалы.
  • Творческие задания. Лепите слоги и слова из пластилина, вырезайте из бумаги, стройте из конструктора. Когда малыш справится с поручением, спросите, что же у него получилось. Если ответит – урок прошел успешно, если нет – закрепляйте материал.
  • «Алфавитная» еда.  Поищите печенья, макаронные изделия, утренние завтраки, сделанные в форме букв, и каждый прием пищи превратится в увлекательный урок.
  • Обучающие наборы. Они продаются в любом детском магазине. Подходят родителям, которые не хотят тратить время на создание вспомогательных материалов и предпочитают использовать готовые.  

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей. Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Читайте также:  12 простых и эффективных советов по воспитанию детей

Как учить ребенка алфавиту

Малыши начинают интересоваться буквами в разном возрасте, но обычно это происходит достаточно рано. Уже в 2 года дети с удовольствием играют с кубиками, а в большинстве случаев они украшены буквами и иллюстрирующими их картинками. А это указывает на самый грамотный, простой и эффективный способ обучения алфавиту – в игровой форме:

  • Это единственный понятный метод для маленького ребенка.
  • Если начать учить малыша в возрасте 3 – 4 лет так, как это делается в школе, можно получить ровно противоположный ожидаемому эффекту результат.
  • Любое принуждение, «обязаловка» приведет к тому, что у малыша сформируется четкая негативная ассоциация с буквами, сигнализирующая ему, что чтение – это скучно, нудно, утомительно и крайне неинтересно. А это самое опасное, к чему могут привести вполне положительные желания некоторых родителей если не сделать из своего чада вундеркинда, то хоть похвастать тем, что читать он начал раньше своих сверстников.

Для того, чтобы чтение стало «лучшим другом» ребенку, учить его алфавиту нужно постепенно, учитывая его способности и возможности, возраст, желания, а также используя легкую и понятную игровую форму.

Как научить ребенка буквам: познавательные игры для малышей и их родителей

Как я уже говорила, с детьми дошкольного возраста не получится заниматься также как со школьниками. У редкой мамы получится усадить современного малыша с легкой гиперактивностью за стол и уговорить посидеть больше пяти минут.

Поэтому единственным выходом является игровая форма занятий. Это не новость для каждой из нас, но лично у меня не всегда хватает фантазии придумать новую игру. Нам, современным мамочкам, очень повезло! Ведь есть интернет, в котором можно найти массу идей. Обратите внимание на программу Носики-курносики учатся считать и писать. В ней собрано очень много полезного и интересного для детишек от 3-х до 8-ми лет.

Готовьтесь конспектировать, сейчас мы рассмотрим несколько занимательных игр, с которыми учить буквы будет легко и приятно.

Ищем букву

После того как с помощью букваря вы научите ребенка некоторым звукам букв, нужно будет испытать на практике новые знания. В этом очень хорошо помогают поиски буковок. Для этого пригодится магнитная доска, карточки и кубики. Все это можно разложить по комнате среди игрушек и давать задание найти какую-то определенную букву.

Также составляйте слова с выученными буквами и ищите их в слове. Рисуйте картинки, можно самые простые — дерево, домик, солнышко и речка. А среди картинки нарисуйте нужные небольшие буквы, пускай малыш находит их и обводит фломастером.

Закрепляем знания

Чтобы ребенок хорошо усвоил изученный материал, ему важно не только видеть буковку и картинки. Он должен научиться их говорить и писать. В этом поможет также тактильная память. Чтобы ваши уроки точно отложились в памяти карапуза, попробуйте применить следующие приемы:

  • Вырезайте буквы из картона и клейте их в альбом, либо на доску;
  • Лепите их из пластилина, теста, глины и пр.;
  • Рисуйте красками с помощью кисточки, а также пальчиков. Еще пальчиками можно рисовать на запотевшем стекле, на снегу или песке;
  • Пойте песенки про буквы.

Все это поможет запоминать буквы без лишних усилий. Самое главное — чтобы малышу было интересно! Для этого не ждите, пока станет скучно, лучше закончить раньше этого момента, чтобы на следующий день он с нетерпением ждал новую игру.

Как учить буквы – основные советы

Что касается моего личного опыта, то мы начали с дочкой знакомство с буквами примерно в 2,5 года. Никакими современными методиками я не пользовалась и даже не тратила время на их прочтение и освоение. И начиналось все очень ненавязчиво – с постепенного чтения азбуки. Не было никаких специальных уроков по 10-15 минут. Я использовала только вот эти вещи и приемы, которые рекомендую и вам:

Порядок освоения букв

Чаще всего встречаются рекомендации начинать изучение с гласных. А в последнюю очередь осваивать буквы, которые считаются трудными — «Щ», «Ц», «Ч» и им подобные. Можете следовать этому правилу, а можете и не следовать Что касается меня, то я не придерживалась такого принципа. Алфавит мы изучали с дочкой вразброс и первыми были как гласные, так и согласные. На финишную прямую были оставлены лишь «Ы», «Ь», «Ъ».

Произношение букв

Ребенку нужно называть звук, который дает буква, а не ее название согласно русского алфавита. То есть отрывистое «Б», а не «Бэ», короткое «М», а не «эМ». Правильно читать алфавит тоже необходимо, но это можно оставить «на потом» (ближе к 7 годам или уже в самой школе), когда ребенок будет учить алфавит строго по порядку.

Повторение

Не просто называйте букву ребенку, а просите ее повторить. Даже пропевайте звук вместе. Те буквенные знаки, с которыми ребенок уже познакомился, для закрепления можно находить где угодно. Например, идете по улице, видите вывеску «Аптека», спросите, какая буква первая. Купили печенье в виде алфавита, попросите ребенка найти знакомые буквы. Гуляете по зоопарку, спросите между прочим, с чего начинается слово «Павлин» на вывеске.

Постепенность

Ни в коем случае нельзя спешить с изучением алфавита, особенно если вы начали учить рано – с 2-х, 3-х или даже с 4-х лет. Излишний напор с вашей стороны может подавить интерес и стремление к изучению букв. И не забывайте хвалить своего ребенка! Полученный от вас комплимент – это стимул к движению вперед!

Пройдите тест:

Хватает ли вашему ребенку похвалы?

Переходите к знакомству и запоминанию следующей буквы только после того, как ребенок твердо запомнил все предыдущие. А чтение и складывание в слоги стоит начинать вообще только после того, как весь алфавит (пусть и не по порядку) ребенок знает, то есть может назвать каждую букву без запинки.

Умеренность

Не стоит перегружать детей подобными занятиями. Все-таки для дошкольников изучение алфавита не является первостепенной задачей. Если вы видите, что малыш через пять минут потерял интерес к освоению новой буквы, переключите его внимание на другое дело. А к алфавиту вернитесь в другой день. Учить буквы с ребенком придется не один месяц, поэтому не торопитесь.

Читайте также:  Зрение у детей от рождения до года (1-12 месяцев)

Как правильно учить ребенка читать, и какие лучше покупать книги (с видео)

Заинтересовать ребенка чтением можно, если взрослые тоже любят читать. В развивающем пространстве детской комнаты обязательно нужно выделить место для книжек. Для малышей располагайте эти полки пониже. Можно приобрести силиконовые полочки, которые повторяют те силуэты, которые интересны дизайнеру: у таких полок нет опасных углов и выступов, которых так боятся все родители.

Не забывайте про освещение. Чтение должно идти только на пользу воображению, мышлению и здоровью. Не допускайте, чтобы ребенок читал в полумраке или лежа.

Еще многие не знают, как правильно выбирать литературу, какие книги можно давать детям, а от каких нужно отказаться.

Специально обучать читать ребенка вам не придется, если с самого раннего детства в детской комнате есть магнитная азбука, кубики с изображением букв, книжки со стихами про алфавит, плакаты с алфавитом.

С маленькими детьми можно и нужно читать по слогам, называть звуки, учить стишки про буквы. Их очень легко заинтересовать чтением! У Самуила Маршака есть отличная «Азбука для малышей».

Но не увлекайтесь. «Азбук в стихах» сегодня предлагается огромный выбор. Какие же книги покупать? Лучше перед покупкой открыть книгу и почитать пару страниц. Если там настоящие стихи, а не рифмованные описания бессмысленного — берите. А если при прочтении чувствуется фальшь и «сюсюканье» — отложите книгу прочь.

Самая распространенная ошибка многих современных детских писателей и поэтов — это отношение к детям как к глупым несмышленышам. Ребенок пусть еще маленький, но уже полноценный человек. Он гораздо быстрее разгадывает в литературе фальшь и неестественность.

Заставить ребенка читать из-под палки не получится. Вернее, результат будет, но его ценность будет невелика. Если человека, не обязательно ребенка, все время заставлять заниматься тем, что, с одной стороны, не понятно, а с другой — кажется сложным, то он возненавидит это занятие. Не заставляйте ребенка учиться! Не отбивайте у него охоту к познанию!

Родители любят сетовать на то, что ребенок не хочет читать вообще, что в доме столько книг, а за чтение приходится «загонять со скандалом». Что же делать, как учить ребенка читать без принуждения? Вот несколько советов:

Как правильно учить ребенка читать, и какие лучше покупать книги (с видео)
  • Во-первых, вспомнить, как давно вы сами читали интересную книгу. Как давно вы рассказывали ребенку о том, что прочли, советовали ему интересную литературу? Как давно вы разговаривали о книгах вообще? Не в контексте «садись читать, в школе спросят», а в ситуации: «сынок, а ты читал это или это? Помню, в детстве мне очень нравилось…»
  • Во-вторых, многие взрослые любят «упрощать». Зачем читать что-то серьезное, если вокруг серьезная жизнь? Зачем вообще читать, если каждый вечер хочется забыть о проведенном рабочем дне? Видя такое отношение родителей к книгам, ребенок впитывает его как губка. Особенно если для домашнего чтения ему предлагается стандартная «литература для детей» из учебника.
  • В-третьих, взрослый обязан прочитать то, что предлагает ребенку! Не просто купить книгу, ориентируясь по аннотации, но составить свое представление о литературе, которую читает ребенок. Нельзя заинтересовать ребенка чтением, когда сам «разучился» читать!

Все родители должны твердо усвоить, что важно не только знать, как лучше учить ребенка читать, но и как сформировать у ребенка хороший литературный вкус.

Все дети любят приключения. Они с удовольствием читают книги о таких же ребятах, об их жизни, переживаниях и победах. Они верят в добро, в дружбу и не готовы прощать предательства. Младший школьник — это маленький человек, который получает представление об окружающем мире из того, что прочтет, что скажут близкие люди, что увидит вокруг.

Вот исходя из этих особенностей и стоит подбирать литературу для правильного обучения чтению своего ребенка. Ну и, конечно, необходимо доверять своей памяти. Все, что вы читали, когда были в возрасте своего малыша, может понравиться и ему тоже.

К слову, книгу можно не только купить, но и сделать самим. Чтобы повысить интерес ребенка к чтению, предложите ему вместе написать собственную книгу. Можно использовать готовые сюжеты, а можно включить фантазию и предложить ребенку создать уникальный сюжет.

Обучение ребенка в игровой форме поможет ему не потерять интерес к любому занятию и мотивирует на достижение результата.

Как правильно учить ребенка читать, и какие лучше покупать книги (с видео)

А теперь посмотрите видео «Учим ребенка читать», где показаны азы методики обучения чтению:

Читайте далее:

Особенности развития речи детей в 5 лет

Как развить фонематический слух у ребёнка?

Методики раннего развития детей до года и дальше

Как научить ребенка буквам алфавита?

Многие родители задумываются, как научить ребенка алфавиту? В каком возрасте приступать к обучению? Чтобы кроха был подготовлен к учебному процессу, знакомить его с буквами нужно еще до школы. Детсадовец уже способен понять и запомнить алфавит — основу письма и чтения.

Когда пора начинать обучение?

По мнению некоторых ученых, учить алфавиту следует практически с рождения: с 2-3 месячного возраста. Однако многие специалисты говорят о нецелесообразности такого обучения и советуют подождать, пока ребенку не исполнится 1,5 года.

К этому возрасту малыши становятся очень любознательными и проявляют тягу к познанию нового. Если вы решили начать обучение крохи буквам до 2-летнего возраста, следите за нагрузкой.

Переутомление плохо скажется на неокрепшей нервной системе малыша, а его интерес к занятиям пропадет надолго.

Большинство педиатров и педагогов советуют приступать к освоению алфавита после 3-летнего возраста. Именно с 3 до 11 лет любознательность крохи находится на пике. В этот период высока его обучаемость.

Развитие каждого малыша индивидуально, поэтому выбирать возраст, подходящий для обучения буквам, родителям придется самостоятельно.

Ребенок не готов к освоению алфавита, если он не выговаривает многие звуки, заикается, запинается при произношении. Важна и психологическая готовность крохи.

Результат обучения будет малоэффективным, если во время уроков малыш будет быстро утомляться, часто отвлекаться, плачем реагировать на свои ошибки.

Как подготовить малыша?

В первую очередь важно привить любовь крохи к чтению. Ежедневно читайте ему короткие увлекательные истории, сказки, стихи. При этом придерживайтесь простых правил:

  • разрешайте малышу самостоятельно выбирать книгу для чтения;
  • позволяйте ребенку самому перелистывать страницы;
  • обращайте внимание малыша на иллюстрации;
  • обсуждайте с ребенком прочитанное доступным ему языком, учите его делать краткий пересказ;
  • если малыш пробует все на зуб, приобретите для него книги с резиновыми или плотными картонными листами.

Игровые методы обучения детей до 3 лет

  1. Карточки с рисунками. Напишите на листе бумаге крупную букву, рядом наклейте несколько картинок, изображающих предметы, начинающиеся с этой буквы. Развесьте их на стене и чаще обращайте на них внимание крохи.
  2. Азбука на магнитах. Очень удобны буквы, которые с помощью магнитов крепятся на холодильник.

    Малыш в любое время может передвигать их, складывая слова.

  3. Съедобные буквы. Обучить ребенка азбуке можно даже за едой. Сделайте выпечку в виде букв, сложите алфавит из фруктов, веточек зелени, орешков.
  4. Развивающие мультфильмы.

    Включая их ненадолго ребенку, можно закрепить результат, полученный в процессе основного обучения.

Обучение алфавиту детей постарше

  1. Настольные игры. Приобретите лото, домино, кубики с буквами. Выбирайте самые простые изображения, чтобы лишние детали не сбили ребенка с толку.
  2. Мастерская букв.

    Как научить ребенка алфавиту по азбуке, сделанной его руками? У дошкольника хорошо развита мелкая моторика и воображение, поэтому предложите ему самостоятельно слепить буквы из пластилина, сложить их из камешков, склеить из макаронных изделий или крупы.

  3. Ассоциации. Найти отражение в буквах может все, что окружает вас с малышом.

    Пусть определенные предметы ассоциируются у него с конкретными буквами. Нарисуйте тигра, похожего на букву «Т», обезьяну, свернувшуюся буквой «О», крокодила с открытой пастью в виде буквы «К».

Основные нюансы обучения

Сделайте уроки комфортными и увлекательными для ребенка. Не забывайте, что лучше всего обучать малышей в форме игры. При этом теорию нужно сократить до минимума. Продолжительность урока не должна превышать 10 минут для двухлеток, и 30 минут для деток постарше. Занятия по изучению алфавита важно проводить регулярно.

Учебный процесс не должен быть навязан малышу.

Учебный процесс не должен быть навязан малышу. Приступать к урокам следует лишь тогда, когда кроха находится в хорошем настроении. Если ребенок в процессе обучения получит негативные эмоции, это может бессознательно отбить у него все стремление к познанию нового.

Обучая ребенка, не показывайте свое недовольство его ошибками. Нельзя сравнивать результаты крохи с неудачами и успехами других детей. Помните: ваш малыш индивидуален. Проявляя терпение и хваля его, вы постепенно получите видимый результат.

Закрепляем материал

Чтобы малыш лучше запомнил алфавит, чаще просите его назвать буквы, которые он видит в окружении. Например, на прогулке, при посещении поликлиники, в процессе игры. Просите кроху рисовать буквы на бумаге и раскрашивать их. Вместо привычной сказки перед сном рассказывайте ребенку истории о приключениях букв.

Не забывайте, что вы учите своего малыша алфавиту не для того, чтобы выделять его среди других детей и получать похвалу от мамочек на детской площадке. Раннее и правильное знакомство с азбукой способствует развитию детских способностей, подготавливает ребенка к чтению и служит полезной формой времяпрепровождения крохи с родителями.

Авторские методики

На сегодняшний день существует множество разнообразных интересных способов. Например, отлично зарекомендовала себя методика Елены Бахтиной, она выстроена на ассоциациях. В данном случае используется «Букварь от 2 до 3 лет». На каждой странице подается буква, а внизу для родителей написаны рекомендации. Некоторые страницы содержат буквы, которые можно вырезать, затем плотно приклеить к картону. После буквами можно играть. Например, буква «З» имеет пушистые ушки, а буква «Я» вся в конфетках.

Николай Зайцев предлагает обучать ребенка не буквам, а сразу же слогам. В данном случае используются кубики Зайцева. Их родители самостоятельно склеивают, затем начинают наполнять деревянными, металлическими элементами. Ребенок видит склады, за счет разных цветов, размеров кубиков быстро различает звонкие, глухие звуки.

Таким образом, выучить алфавит со своим малышом достаточно просто. Главное, чтобы обучение приносило удовольствие. Нельзя заставлять ребенка, наоборот, постарайтесь заинтересовать его, тогда все получится. Удачи!

Когда лучше начинать учить буквы

Некоторое время назад была очень популярна идея раннего развития детей. Педагоги разрабатывали различные методики раннего обучения, многие специалисты заявляли, что чем раньше ребенка начинают целенаправленно обучать, тем лучше, тем большего он сможет достичь.

Со временем это утверждение все больше стало подвергаться сомнениям. Многолетние наблюдения показали, что ни ранняя гениальность, ни ранее обучение не гарантируют более высоких достижений в будущем. Напротив, значительная часть детей, которых начали рано учить и которые подавали большие надежды, этих надежд не оправдали. Отделы головного мозга у малышей формируются постепенно и попытки форсировать события могут привести к таким неприятным последствиям, как логоневрозы, тики или нарушения координации. Поэтому нейропсихологи советуют начинать знакомство ребенка с буквами и цифрами в возрасте 4-5 лет.

Родители должны знать, что обучение чтению начинается значительно раньше, чем обучение алфавиту. Когда родители разговаривают с малышом, поощряют самого ребенка говорить правильно, читают ему книги и учат с ним стихи, они тем самым развивают речь и закладывают интерес к чтению и желание уметь читать.

Это очень важный, так сказать, «добуквенный» период. Начинается он с того момента, когда ребенок учится звукоподражанию и повторяет за взрослым простейшие звукосочетания: корова говорит «му-му», собачка – «гав-гав», мышка — «пи-пи-пи». Повторение звуков и слогов развивает фонематических слух ребенка, без чего в будущем невозможно обучение чтению.

Когда лучше начинать учить буквы

Несколько позже малыш с удовольствием повторяет за взрослым простые потешки и пересказывает небольшие сказки. В этот период особенно важно поощрять и поддерживать у ребенка интерес к чтению и рассказыванию. Важно также развивать у малыша графические навыки, ведь обучение буквам предполагает, что ребенок будет стразу же их прорисовывать.

Главная деятельность ребенка дошкольного возраста – это игра. Именно с помощью игры дошкольник познает мир и учится. Поэтому все обучение дошколят должно проводится в занимательной игровой форме. Ребенок очень быстро запоминает то, что занимательно и интересно.

Итак, начинать учить с ребенком буквы лучше с 4 – 4,5 лет, а до этого полноценно пройти через добуквенный период: много разговаривать с малышом, читать ему, поощрять его самого рассказывать истории, пересказывать или самостоятельно сочинять сказки.