12 простых и эффективных советов по воспитанию детей

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Уверена, что вы все знаете про современную тенденцию раннего развития малышей.

Как заставить ребенка читать?

Необходимо с первых месяцев жизни наполнять пространство малыша книгами, читать ему сказки, петь песни, даже позволять ребенку играть с ними и грызть. В ванную комнату можно приобрести непромокаемые книги, а также кубики с буквами и другие развивающиеся изделия.

На личном примере доказывать, что книга символизирует высокую культуру, обсуждать прочитанное, вовлекать в дискуссии детей, а не тратить свободное время на просмотр телевизора. Так сложно будет заставить малыша читать!

Позвольте детям проявить индивидуальность, выбрать интересующую их книгу, даже если Вы не одобряете этот выбор. Ходите вместе в книжные магазины, обращайтесь, выбирайте вместе книги и делитесь впечатлениями после их прочтения.

Телевизору в доме лучше всего сказать нет, он навязывает обществу абсолютно не нужную информацию, а чаще всего вредную. Даже познавательные программы нужно смотреть дозированно, а что уже говорить о рекламе.

Читайте детям перед сном, начиная с малых лет, таким образом, закрепится рефлекс – книга – это приятный сон. Такая привычка пригодиться и во взрослой жизни, когда после трудового дня книга поможет расслабиться и привести нервную систему в порядок.

Учитываем возрастные особенности

Кто-то занимается ранним развитием своего ребенка, потому что это престижно, но большинство мам, наслышанные о трудностях обучения в начальной школе, хотят облегчить своему малышу адаптацию к школьной жизни. К сожалению, при раннем обучении чтению не учитывается мнение психологов, а они все, как один аргументировано возражают против такой эскалации естественных процессов.

И сейчас, и 50-100 лет назад, возможности психики маленьких детей нисколько не изменились. Естественный процесс развития здорового ребенка невозможно ни ускорить, ни остановить. Его нервная система запрограммирована генетически на определенные стадии созревания структур головного мозга. Например, до 5-6 лет малыш не способен усваивать абстрактные образы.

Он оперирует только конкретными категориями, теми понятиями, которые он видит сейчас, или тем, что видел, слышал, ощущал в течение своей маленькой жизни. У него стадия наглядно-образного мышления, и никакими «волшебными» методиками не изменить эту закономерность.

Понять в 3-4 года, что такое «звук», «буква», «слово», «слог», ребенок просто не в состоянии. Да, возможно, он сможет сложить буквы в слог, если сможет механически запомнить их написание. Но прочесть простенькое предложение до конца и понять, о чем в нем говорится, сможет едва ли один трехлетний малыш из ста. Он просто забудет его начало, еще не дойдя до точки.

И второй, не менее важный аспект: ранний и средний дошкольный возраст – время Игры с большой буквы. Именно в игре крепче всего можно усвоить и знания, и умения, и способность к эмоциональному познанию мира. Не умея понять чувства других, не умея выразить свои эмоции, малыш останется «моральным инвалидом», как бы жестоко это не звучало.

Настоящая беда всех вундеркиндов – неумение налаживать контакты с окружающими, неумение определять свое место в социуме. Депрессии, расстройства психики, неврозы, неадекватные реакции на обычные ситуации, приверженность к вредным привычкам – вот цена, которую приходится платить ребенку в будущем за амбиции взрослых.

Это мнение исследователей проблематики раннего развития: известного психоневролога профессора В. Гарбузова, немецкого ученого доктора Х. фон Коля и многих других авторитетных специалистов.

Пора или еще рано

Очень важно начинать процесс обучения своевременно. Для этого необходимо знать, какие признаки указывают на то, что ребенок уже физиологически готов к приобретению нового навыка. Если вы хотите понять, пришло время или все еще нет, понаблюдайте за своим малышом, оцените его поведение. Наличие следующих признаков будет свидетельствовать о том, что ребенок созрел для обучения:

  • карапуз имеет достаточный словарный запас;
  • ребенок может подолгу говорить;
  • малыш уверенно обращается к взрослым, четко формулирует свои мысли, умеет их выражать;
  • карапуз правильно произносит, называет слова целиком;
  • ребенок с удовольствием слушает сказки, сам предлагает почитать, пытается пересказать услышанное;
  • появился интерес к книгам, причем малыш рассматривает не только картинки, но и буквы;
  • ребенок способен, как минимум 10 минут спокойно посидеть на месте, занимаясь одним делом.

Вы должны понимать, что готовность к обучению не должна проявляться присутствием всех вышеизложенных признаков, иногда достаточно двух или трех. А вот, если малыш умеет ориентироваться в окружении, прекрасно понимает, где право, а где низ – свидетельство того, что пришло время начинать знакомство с первыми буквами.

Возможные последствия

А что произойдет, если поторопить события и начать обучение с малышом, который к этому еще не готов?

Некоторые родители торопятся познакомить ребенка с буквами, как можно раньше. Однако, они не учитывают, что преждевременная нагрузка может повлечь за собой проблемы психологического и неврологического характера.

К каким же последствиям может привести начало обучения, когда мозговая деятельность ребенка еще не готова к таким нагрузкам?

  1. Агрессивное поведение, истерики, неврозы — все это возникает из-за сложности восприятия большого объема информации. Такой ребенок, взрослея, будет плохо спать, возможно, неадекватное поведение.
  2. Нарушение работоспособности головного мозга функционального характера. У малыша может наблюдаться отсутствие интереса к учебе. Несмотря на то, что присутствует хорошо развитая память и логическое мышление
  3. Снижаются шансы полностью раскрыть всю силу интеллекта ребенка.
Читайте также:  Детские простуды: лечим деток правильно вместе с доктором комаровским

Психологи считают, что обучение малышей до четырех лет является опасным для здоровья. В таком возрасте детки еще не способны воспринимать и различать звуки. К тому же, ребенок раннего возраста, если и начнет поминать слова, то будет делать это визуально, не осознавая, что для их получения нужно соединять буквы в слоги, а слоги в слова.

Что еще можно сделать для запуска речи в 2-года?

1. Заведите книжку для чтения

Это не шутка. Читать можно по-разному. Логопеды советуют следующее: в альбом для рисования наклейте изображения животных, бытовых предметов, семейные фотографии. Регулярно «читайте» его с малышом, давайте листать самостоятельно. Рассматривая картинки, называйте то, что на них изображено: «Это киса (баба, мама, собака и т. д.). Через некоторое время добавьте слова, обозначающие действия, чтобы получилось предложение, например: «Киса, дай», «Мама, на» и т. п. Подобные альбомы для развития речи можно купить в детском магазине. Советуем отдать предпочтение изданиям с яркими крупными иллюстрациями и подробными комментариями, как с ними работать.

2. Сократите репертуар

Если вы читаете сказки или поете колыбельные малышу перед сном, то не гонитесь за разнообразием. Выберите два-три постоянных произведения. Важно, чтобы ребенок постепенно запомнил текст, синтаксические конструкции, употребление слов. Кстати, на этой основе вы можете поиграть с малышом: специально сделайте ошибку или притворитесь, что забыли продолжение. Если ребенок уже готов вот-вот заговорить, есть вероятность, что он не устоит перед соблазном поправить взрослого.

3. Используйте в своей речи одни и те же слова

Дети учатся говорить, подражая взрослым. При малыше старайтесь использовать в речи одни и те же слова, желательно, предельно простые, чтобы ему было просто их запомнить и повторить. Отлично, если в них будут звуки, которые ребенок уже освоил, например, [м], [п], [б], [в], все гласные. Это могут упрощенные слова типа «баба», «вава», «ав-ав», но главное, чтобы не было искажений. Никаких «бябя» или «кися».

4. Выводите ребенка на речь

Многие дети в течение длительного времени обходятся жестами и мимикой. Зачем говорить, когда мама и так прекрасно тебя понимает и выполняет все желания? Не давайте требуемый предмет, пока он не попросит вас словами, хотя бы примитивно. Чтобы ребенок знал, как это сделать, обращайтесь к нему сами с посильными просьбами, типа «дай ложку», «дай мишку».

Хорошо помогает проговаривание действий и называние бытовых предметов, частей тела, родственников: «Берем ложку, кушаем кашку, моем ручки, пришла баба и т. д.». Тут логика простая: хотите услышать что-то от малыша – подайте пример сами.

5. Говорите только на одном языке

Если в семье используются несколько языков или родители пытаются ребенка учить с пеленок болтать по-английски, ничего из этого не выйдет. Используйте при малыше только его родной язык. Иначе первых слов вам придется ждать очень долго.

6. Где игрушки?

Если ребенок хорошо знает, как называются его любимые игрушки, то можно их спрятать (в зоне досягаемости малыша) и начать поисковую операцию. Спросите: «Где ….?», скорее всего, это вызовет какую-то словесную реакцию. Если даже это будут какие-то гласные, это тоже можно считать результатом.

7. Не прекращайте развивающие занятия

Даже если заговорить пока не получается, это не повод останавливаться вообще. Не ждите появления речи, а учите ребенка различать форму, много-мало, размер и т. д. Все это подспудно будет работать на накопление словарного запаса, сенсорных впечатлений и укрепление межполушарных связей.

8. Музыкальные занятия

Купите малышу детский ксилофон, барабан, дудочку или губную гармошку. Игра на них развивает дыхание и слух, укрепляет речевые органы, увеличивает число нейронных связей. Если в течение 3-4 месяцев занятия были регулярными, но никаких подвижек так и не произошло, то это серьезный повод для беспокойства. Следует, как можно быстрее обратиться за помощью к логопеду.

Ошибки родителей и их устранение

Родители стремятся научить детей читать как можно скорее, часто не замечая оплошностей в своих методах. От этого обучение становится неэффективным и медленным. Педагог Елена Макарова советует родителям не спешить отбирать у малышей детство. Потому не слишком настаивайте на занятиях, если малыш сам этого не хочет.

Обучать чтению можно начинать с 3 лет, если у вашего ребенка появляется интерес к буквам и словам. Но это не правило и не стандарт, поэтому, если ребенок не хочет учить буквы, отложите занятия на некоторое время. Елена Макарова советует перед каждым занятием вспоминать себя в детстве, когда вас самих учили родители. Такой легкий тренинг поможет лучше понять желания ребенка и его потребности.

Научить читать ребенка легко, если он сам заинтересован в этом. Чтобы мягко и незаметно подтолкнуть малыша к такому желанию, используйте сказки и книжки. В ответ на просьбу ребенка почитать ему историю из новой книги откажитесь, сославшись на нехватку времени. Тогда ребенку станет интересно самому узнать, что же там написано. Но такой способ подойдет детям в возрасте 5-6 лет. Для трехлетних карапузов отказ может стать причиной слез, поэтому вам нужно будет искать другой способ — например, предложение почитать вдвоем или по очереди.

Грубой ошибкой родителей станут упреки в адрес ребенка, если он не может правильно запомнить букву или прочесть слово. Дети ждут поддержки от родных людей, и ее отсутствие может стать причиной моральной травмы. Когда малыш ошибается, не кричите на него, а мягко поправьте. Дайте отдохнуть некоторое время, прежде чем продолжить занятие. Обязательно говорите о том, что у него обязательно все получится. Если ребенок чувствует себя уверенно и спокойно, обучение пойдет легко и быстро.

Нельзя сравнивать детей друг с другом. Развитие ребенка зависит не только от усилий родителей, но также и от природной расположенности к новой информации. Именно потому ребенок подруги, который в 4 года уже читает слова, не может быть примером для вашего малыша, который, в свою очередь, может делать успехи в каких-то, очевидных для вас областях. Дети очень плохо воспринимают то, что им ставят кого-то в пример. Не стоит и увеличивать нагрузки ребенку, думая, что вы плохо занимаетесь. Когда придет время, ваши дети научатся читать так же хорошо, как вы сами. А пока оставьте малышу немного времени на детство.

Читайте также:  В помощь мамам: список необходимых покупок для новорожденного

Начиная учить слова, родители часто забывают объяснять детям их значение. Этого делать нельзя, малышу нужно понимать что он прочитал. Потому обязательно уделяйте время на то, чтобы рассказать что значат разные слова. Ведь если «мама» и «папа» слова понятные и объяснения не требуют, то «рама», «гора» или «холм» уже вызовут у ребенка недоумение. Основа чтения — это полное восприятие прочитанного.

Для того, чтобы научить ребенка читать простые слова, уходит в среднем 4-5 месяцев, для более сложных слов нужно уделить еще два месяца. Начиная читать целые фразы, учите малыша правильно делать паузы. Сначала уделяйте внимание только окончаниям отдельных фраз, потом переходите к запятым. В это же время развивайте правильную интонацию. Ребенок должен понимать, зачем в конце некоторых предложений ставятся восклицательные или вопросительные знаки. Если у вас дома говорят на разных языках, не допускайте перемешивания, так называемого суржика. То же касается и интонаций: в разных языках существуют свои интонационные особенности, и их смешивание со стороны будет казаться чудачеством.

Важно заниматься чтением каждый день, не пропуская уроков. Это подготовит ребенка к школьным занятиям, а также добавит усидчивости, которая очень пригодится малышу в школе. Повторяйте уже изученные буквы и слоги почаще, чтобы ребенок их лучше запомнил.

С чего начать обучение чтению по слогам

Методик, по которым учат современных детей читать – немало. Одни направлены на запоминание слова целиком, как метод Домана, другие учат читать по складам (кубики Зайцева), но многие родители все-таки являются сторонниками классического обучения чтению – по слогам. Ведь именно так их и самих когда-то учили в школе, и именно этот способ им кажется наиболее понятным и легким. Что ж, по слогам так по слогам!

  1. Но ведь и слоги нужно проговаривать правильно, а поэтому стоит во время изучения алфавита принять во внимание методику Н. Жуковой, когда каждая отдельно взятая буква называется своим звуком, а не названием. При таком подходе ребенку в дальнейшем будет намного легче соединять буковки в слоги, а слоги в слова.
  2. Поиграйте с ребенком в игру, по ходу которой расскажите ему о звуках, какие они бывают (глухие-звонкие, мягкие-твердые, шипящие) попросите его показать, как шумит ветер в листьях, как рычит лев, как шипит гусь. Комментируйте каждый звук, объясняйте его фонетику. Поясните, что гласные отличаются от согласных тем, что они легко поются. Спойте каждую из них вместе с малышом. Потом попросите его проделать то же с любым согласным звуком.
  3. Начните изучение алфавита именно с поющих букв. Так малышу будет их проще запомнить. Каждый раз знакомство с новым звуком начинайте с написания самой буквы. Просите ребенка повторить и нарисовать новую для него буковку на бумаге или на настольной грифельной доске (ее заранее стоит приобрести в магазине).
  4. Изучение гласных начинайте с тех, которые имеют один звук, а только потом приступайте к таким как Я, Ё,Ю, Е и имеющих дополнительный звук Й. Специалисты советуют изучать ее последней, но лучше если она будет изучаться одновременно с йотированными гласными (то есть имеющими ее в своем звуковом сочетании).
  5. Согласные буквы тоже стоит учить не в разнобой, а со звонких и сложных в произношении (сонорных) М, Н, Р, Л. И только потом переходить к остальным. Заканчивать изучение алфавита нужно буквами, не имеющими звуков.

Когда ребенок разберется со звуками и научится соотносить их с буквами, переходите на следующий этап – сложение слогов.

С чего начать обучение чтению по слогам

Правила сложения букв в слоги

Не всем деткам легко дается соединять буквы в слоги. Но если родители во время изучения алфавита учили малыша звуковому произношению, то дальнейшее соединение звуков в пары не будет составлять для ребенка большого труда.

Начните с гласных и «пойте» теперь не один, а сразу два звука и при этом не забывайте их записывать в тетрадке или на дощечке.

Затем начните соединять гласные буквы с согласными. Пусть первыми слогами станут знакомые сочетания МА, БА, ДЕ, ПА. При этом гласный звук продолжайте «петь».

Соединяя согласный звук (букву) с гласным, ставьте его на первое место. И только после того, как ребенок освоит весь механизм произношения, переставьте звуки (буквы) и попросите его прочесть АБ, АМ, ЕД, АП и т. д.

С чего начать обучение чтению по слогам

Справившись с соединением двух звуков, малыш с удовольствием начнет читать коротенькие словечки из трех- четырех букв.

Обучение чтению, как и всякая наука, требует от родителей и малыша определенного терпения. Не все будет получаться сразу, но не отчаивайтесь, чаще хвалите ребенка за успехи и не ругайте (не смейтесь), если у него что-то не выходит. И только когда занятия будут проходить без понуканий и принуждения со стороны родителей, кроха научится читать быстро и легко.

Чего делать нельзя?

Во время обучения родители должны помнить о том, что некоторые вещи делать категорически нельзя.

Давайте рассмотрим, какие же ошибки могут быть допущены:

Чего делать нельзя?
  • Начало занятий в слишком раннем возрасте. Немногие малыши способны обучаться в раннем возрасте. Не стоит слишком рано осваивать этот навык. В будущем это может вызвать такие проблемы, как нежелание учиться вообще.
  • Неправильное изучение алфавита. Стараясь выполнить все грамотно, многие папы и мамы начинают изучать с крохой именно буквы, а не звуки, то есть «эр», «эм», «эн». Изучив буквы, ребенок может читать слово «рама» как «эр-а-эм-а».
  • Нельзя ругать дошкольника или школьника, если у него что-то не получается. Психологическое давление вряд ли окажет положительное влияние на освоение навыков чтения.
  • Отсутствие примера в семье. Если мама, папа, старшие братья и сестры не являются личным примером для карапуза, скорее всего, его также не заинтересует процесс чтения. Занимайтесь вместе, устраивайте семейные вечера, где вы сможете все вместе провести время за книгой.

Ну и, конечно же, используйте методики, подходящие ребенку по возрасту. Любая техника рассчитана на различные возрастные категории. Например, для ускорения скорости чтения у школьников может использоваться техника Николая Зайцева, а для дошкольников больше подойдет слоговое чтение.

Читайте также:  Как держать и носить новорожденных: разные способы поддержки

Не бойтесь отказывать

Как приятно отвечать утвердительно на все просьбы малышей, ведь они так искренне радуются! Но постоянное «да» может привести к проблемам в отношениях несколько лет спустя. Ребёнок, не приученный к отказам, со временем станет требовать всё больше, что тогда делать родителям? Смогут ли они исполнять все капризы и просьбы подростка?

Не стоит бояться отказывать пока ещё маленьким детям, проявите твёрдость, когда это нужно, сказав своё твердое «нет». Впервые отказав ребёнку, вы можете встретить отпор в виде слёз, капризов, истерики, но не поддавайтесь, если решение принято, придерживайтесь своего слова. Однажды уступив малышу под действием капризов, впоследствии станет ещё сложнее отказать ему в чём-то ещё.

Читаем также: 12 советов как вам вырастить умного ребенка

Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?

  • Показывайте своим примером, что чтение — это хорошо. Читайте сами, если не книги, то прессу, газету, журналы или романы. Главное, чтобы дети видели читающих родителей, и чтобы вам нравилось читать. Другими словами родители должны отдыхать с книгой в руках.
  • Есть пословица, что дом без книг — это тело без души. Пусть в вашем жилище будет много разнообразных книг, тогда рано или поздно ребенок проявит интерес хотя бы к одной.
  • Читайте ребенку книги с самого детства: сказки на ночь малышам и веселые рассказы дошкольникам.
Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?
  • Читайте, когда этого просит ребенок, а не когда вам удобно. Пусть это будут 5 минут чтения в удовольствие, чем полчаса «обязаловки».
  • Прививайте любовь к книгам, как к предметам — это незаменимое условие любви к чтению. Учите аккуратно обращаться с изданиями, не ломать переплет, не вырывать страницы. Ведь бережное отношение отличает любимые вещи от нелюбимых.
  • Не отказывайте ребенку в чтении, когда он сам научится читать. Переход к самостоятельному изучению книг должен быть постепенным.
  • Важно подбирать книгу по возрасту. Для малышей это будут большеформатные фолианты с красивыми, яркими иллюстрациями. Для школьников книги с крупным шрифтом. А для подростков модно оформленные издания. Содержание тоже должно соответствовать возрасту читающего.
  • Учить читать ребенка нужно не навящиво, особенно если вы познаете буквы еще до школы. Читайте вывески, заголовки газет, пишите друг другу короткие записки. Это намного лучше, чем плакаты, карточки и принуждение.
  • Говорите с детьми о прочитанном. Например, о героях и их поступках. Фантазируйте — можно придумать новое продолжение сказки или сыграть в «Красную шапочку» куклами. Это породит дополнительный интерес к книгам.
  • Играйте в чтение. Читайте по очереди, по слову, по предложению. Как вариант, можно зарисовать пятое предложение с десятой страницы и угадать, что там нарисовано. Стоит придумать множество развлечений с книгами, буквами и чтением, ведь игровое обучение дает хорошие результаты.
Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?
  • Поддерживайте интерес к прочитанному. Так, после «Маши и медведей» можно сходить в зоопарк, посмотреть на Михаила Потаповича. После «Золушки» купить билет на одноименный спектакль, а после «Щелкунчика» на балет.
  • Книги должны быть разнообразными и интересными. Потому что нет ничего хуже, чем чтение скучного и непонятного рассказа.
  • Не запрещайте просмотр телевизора и игру в компьютере в угоду чтению книг. Во-первых, потому что запретный плод сладок, и ребенок будет еще больше стремиться к экрану, а во-вторых — потому что из-за наложенных запретов у ребенка сложиться негативная реакция на книги.
  • Разрешайте меняться книгами со сверстниками.
  • Обустраивайте в доме удобные места для чтения. Это побуждает всех домочадцев читать больше.
  • Заводите семейные традиции, связанные с чтением. Например, воскресным вечером — общее чтение.
  • С самого детства читайте ребенку с выражением, используйте весь свой артистизм. Для малыша это целое представление, которое открывает ему книга. Пусть этот личный театр остается с ним всегда. Тогда, даже став взрослым, человек будет так же ярко воспринимать книгу, как когда-то на коленях мамы.

Возможно, сегодня гаджеты и практически полностью заменили печатную продукцию, но совсем вытеснить ее из нашей жизни им никогда не получится. Ведь чтение — это еще и тактильное удовольствие, особый ритуал с неповторимой атмосферой, порождающий игру воображения, которую не может предоставить ни один фильм, ни одно новейшее изобретение. Читайте книги, любите их, и тогда ваши дети будут с удовольствием читать сами!

Методы приобщения детей к чтению – как научить ребенка любить книгу и заинтересовать чтением?

Присоединяйтесь к нам на канале !

Первые шаги — учимся читать на украинском и русском

Любые техники бессильны, когда ребёнок не знает название букв, ведь чтобы соединять слова, необходимо понимать, как выглядят буквы, как они произносятся и читаются. На первом этапе обучение начинается со знакомства с гласными буквами. В отличие от согласных, их значительно меньше, они легко читаются и к ним можно придумывать разные песни и заучивать на распев. Выучив гласные буквы, попросите ребенка искать их везде: в надписях на улицах, на афишах, рекламных вывесках, в книжках ‒ так он запомнит визуальный образ и произношение.

С началом первых успехов, постепенно подключайте согласные буквы, не просите заучивать, а просто рассказывайте, что существует и другая категория, которая помогает составлять слова и предложения. Самая распространённая ошибка ‒ это при изучении согласных звуков называть не звук, а название самой буквы. Например, звук «Б», произносить, как букву «БЭ».

Первые шаги — учимся читать на украинском и русском

Так у ребёнка возникнет большая путаница, и он не сможет читать предложения по слогам, а будет читать по буквам. В дальнейшем придется переучивать и снова тратить время, поэтому изначально обратите внимание на этот момент.

Так же нужно быть внимательным с подбором обучающего материала. Кубики с картинками демонстрируют наглядно гласные и согласные буквы, но важно не привязывать к одной букве один образ. Лучше приобрести несколько наборов карточек и чередовать, чтобы у ребёнка буква не ассоциировалась только с одним изображением. Меняйте визуальную информацию, так маленький ученик сможет понимать слово целиком. Такие карточки можно создать самостоятельно, украсив их разными рисунками.